Поделиться

Александр Николаев: Наших всегда и видно, и слышно издалека: «Нина, пойдем воооон в тот магазин!»

Интересная получается картина: процент желающих уехать из России на постоянное место жительства в другие страны с каждым годом увеличивается. По последним данным журнала The Economist на первом месте, по профессиональным группам, среди желающих уехать стоят предприниматели – 52 %. И я считаю, что львиная доля из всех желающих – это жители западной и северо-западной части нашей страны. Прожив в Томске 5 лет, я наблюдала несколько иную тенденцию: люди стремятся перебраться не заграницу, а в Москву или Петербург. Так почему русские, живущие на западе, северо-западе России, стремятся получить ПМЖ в Европе? При этом перебираться планируют люди состоятельные. Через интернет можно выяснить у людей, живущих в той стране, в которую ты желаешь переехать, нужную для тебя информацию. А «наши за границей» не отговаривают своих соотечественников от переезда. Одна только фраза чего стоит: «Ну, если уж бизнес в России смогли построить, то в Финку переехать — как два пальца об асфальт. Это не просто, а очень просто» (www.russian.fi). В общем, вопрос себя исчерпывает на 100 %.

Ни для кого не секрет, что многие выборжцы ездят в Финляндию «как к себе домой»: за продуктами, за одеждой, на отдых. В будущем многие из них планируют и вовсе переехать в Европу. Детей отправляют учиться в Финляндию, надеясь хоть таким образом обеспечить им светлое стабильное будущее.

В предыдущих выпусках мы писали и об Италии, и об Испании, и о Таиланде. Но герои наши были путешествующие и отдыхающие. В этот раз мы решили посмотреть на заграницу другими глазами – глазами живущих там выборжцев. Не стали ходить далеко, дошли до Финляндии. Поэтому и родилось интервью с Александром Николаевым.
С Сашей я познакомилась почти сразу, как переехала в Выборг. Он учился тогда в 11 школе, изучал английский язык и мечтал жить в Америке. А по Европе они с родителями путешествовали с самого детства. Именно родители его мотивировали на учебу не в Москве, не в Северной столице, а в Хельсинки. Куда он успешно поступил в университет и, по студенческой визе, живет уже два года.

«Естественно, когда не просто «приезжаешь в гости» в Европу, а живешь там – отношение к этому месту меняется. Так произошло и с Хельсинки. Обычно русские едут в Хельсинки зачем? В магазины или просто погулять по центральным улицам. А таким образом нельзя понять всей сути города, уклада жизни столицы. Получается, что ты видишь только те места, которые посещают русские туристы. Это стандартный набор магазинов H&M, ZARA, Stockman. Стандартный набор кафешек и ресторанов, которые находятся на главных улицах города. Да это и понятно, ведь мы туристы. Может, именно поэтому, не живя там, я также как и все считал, что жизнь в Финляндии скучная и размеренная. Когда настало время выбирать университет для дальнейшей учебы, мне хотелось выбрать ВУЗ в Москве или Санкт-Петербурге. Ведь все мои друзья уехали учиться именно туда. Но поступил в Хельсинки и благодарен своим родителям за то, что они вовремя меня сориентировали. Хельсинки совершенно нескучный город! Это столица и, как в любом большом городе, жизнь там кипит и бурлит. Как бы это смешно ни звучало – там тоже есть пробки. И с ними я сталкиваюсь постоянно, когда еду с утра на учебу. Русских, на удивление, там живет не так много, как казалось раньше. Из всего населения их в Хельсинки около 20 000. Если охватывать все конгломераты, то численность населения составляет полтора миллиона. И эти 20 000 я считаю каплей в море.

В Хельсинки отношение к русским отличается от других городов. Я много читал про вандализм в Иматре и Лаппеенранте. Но с точностью могу сказать, что в столице Финляндии такого нет. Столичные финны — они совсем другие, более европеизированные, добрые. У меня сложилось впечатление, что финны к русским туристам относятся терпеливее, чем мы, русские, живущие там. Наших всегда и видно, и слышно издалека: «Нина, пойдем воооон в тот магазин!» Меня это тоже спустя некоторое время начало раздражать.

Мне нравится стиль жизни Хельсинки. Там всегда проводится очень много выставок, культурных мероприятий. О кинематографе и музыке сложно что-либо говорить. У них все мировые премьеры идут в кинотеатрах на английском языке с финскими титрами, а из музыки они предпочитают рок. Одно могу сказать – такого шоу-бизнеса, как у нас в России, у них точно нет.

В нецентральной части города много маленьких уютных кафешек, о существовании которых я не догадывался прежде и в которых сейчас я люблю проводить свободное время. Для финнов же не априори проводить свое время с друзьями в кафе. На первом месте из форм проведения досуга у них стоит спорт. Скажем, в столице люди ориентируются на Америку по стилю жизни. Модно одеваются и следят за последними тенденциями. Кстати, я совершенно не согласился бы с вашей статьей из второго номера. Я бы сказал так – и Слава Богу, что финская мода хоть как-то влияет на нашу, русскую.

Жизнь в Хельсинки дорогая. По ресторанам молодежи у них ходить не принято. Так как средний счет составляет 20 евро на человека. Квартиру снимать в месяц – 500 евро. И это без воды и электричества. Зато интернет со своими высокими скоростями очень дешевый. И путешествовать в другие страны из Хельсинки бюджетнее, чем из России. Я заметил такую тенденцию: финны предпочитают летать в экзотические страны.

Еще за два года я понял, что финны трудолюбивый народ. У них мало кто открывает свои предприятия. Хотя есть все возможности для того, чтобы взять кредит с маленькими процентами. Но у них люди предпочитают работать на кого-то. От этого они ощущают стабильность. Ведь зарплаты у них большие. Даже официанту в кафе не нужно оставлять чаевых.

Трудно рассуждать о том, хочу ли я в дальнейшем остаться жить в Финляндии. Об этом говорить еще рано. О гражданстве я не задумывался, так как и со студенческой визой мне не приходится испытывать дискомфорт. Но точно знаю, в Финляндии бытует мнение: самый легкий способ получить гражданство – жениться. Я пока таких планов не строю».

Об университете
«Я поступил в Haaga-Helia ammattikorkeakoulu на факультет Международного бизнеса.
Первое время в период адаптации у меня была депрессия. Меня окружали совершенно другие люди, другой менталитет. Из-за языкового барьера, даже не смотря на то, что я закончил английскую школу, сложно было найти себе знакомых, друзей. Хороший английский появился у меня тогда, когда я стал общаться с людьми на более высоком уровне, чем: «Привет. Как дела?». Тем более, учеба в университете проходит на английском языке. А это, безусловно, бизнес-лексика. Приходилось много учиться.

Учеба очень отличается от русской системы образования. Редко когда приходится слушать лекции по 4 часа. Весь процесс построен на практике. Нас объединяют в группы по курсу, также дают очень много домашних заданий. Приходится постоянно общаться. Например, домашнее задание может быть построено таким образом, что ты должен будешь взять интервью у руководителей крупных предприятий. Также, много приходится писать рефератов, докладов. И скачивание текстов из интернета здесь чревато. За плагиат сразу могут удалить с курса. Придется его проходить заново. Одним словом, в нашем университете учат не только каким-то дисциплинам, а думать, мыслить. Для этого в университете созданы все условия – богатая библиотека, по всему университету установлены принтеры, wi-fi, новая техника уровня Apple. Общение с преподавателями происходит исключительно по электронной почте. Никто не удалит тебя с лекции за использование телефона или интернета. Нас никто не заставляет что-то записывать. Все лекционные презентации лежат в открытом доступе, которые в любое удобное для тебя время можно скачать.

Все преподаватели это бывшие руководители, которые ушли, так сказать, на пенсию. Большинство из них любят Россию, но про нее, и про наш бизнес в частности, говорят мало. Конечно, встречаются и те, кто не любит русских. Они этого не скрывают и заявляют в открытую. Но это не страшно. Как и все финны, преподаватели тоже толерантны. Они скажут, но на оценке твоих знаний это никак не отразится.

Вообще, мне трудно представить, что нужно сделать для того, чтобы тебя отчислили из университета. Наверное, только если сам заберешь документы. В университете никто никого не заставляет учиться. Помимо обязательных предметов, мы выбираем еще дополнительные. Я считаю свой график плотным. Начинается мой день, к примеру, с 8 утра и заканчивается в 8 вечера. Хотя, не отрицаю, что перерывы у нас достаточно длинные — по 2 часа.

Питаются студенты, как и везде, либо в столовых при университетах, либо в кафе. Столовые у них похожи на те, которые показывают в американских фильмах. Поесть там можно очень бюджетно – на 1,5 евро. Расплачиваются в Финляндии все банковской картой. Даже если мне нужно оплатить 80 центов, я не полезу в карман за деньгами, а подам карточку. Это очень удобно.

В нашем университете всего 10 % русских. И их тоже видно сразу. Не знаю почему, но такое впечатление, что они считают себя… как бы это назвать, крутыми. Европейцы — они другие. Открытые, готовые к общению. Очень часто они устраивают вечеринки у себя дома. Это у них модно. На эту вечеринку всегда можно прийти без проблем. Никто тебя не спросит кто ты такой, откуда пришел и зачем. Все люди на одном уровне. После таких вечеринок, обычно, все отправляются в клуб. А клубы у них работают до половины четвертого ночи, не так как у нас — до самого утра. Алкоголь и табак очень дорогие, но для студентов всегда существуют скидки.

Мне нравится учиться в Хельсинки. Это хороший плацдарм для моего будущего. Например, на следующий год я могу поехать по обмену студентов в любую страну. В международном отношении HAAGA-HELIA поддерживает сотрудничество со 180 ВУЗами в различных странах мира. Также, это еще и интересная, полностью оплачиваемая практика в стране на твое усмотрение. Подскажите мне хоть один ВУЗ в России, где предоставляют такие возможности своим студентам?! Конечно, есть и свои недостатки. Стипендию иностранным студентам НЕ платят. Более того, практически никаких льгот НЕ предоставляется. Медицинское обслуживание для иностранных студентов, в основном, ПЛАТНОЕ. И могу вас заверить, очень недешевое. Зато местные студенты живут очень хорошо. Их стипендия составляет 700-800 евро. И ходят они все в Louis vuitton, Chanel. Одним словом, не бедствуют. Зато там нет такого, чтобы студенты подъезжали на Bently к университету. Мало того, у них нет парковок для студентов. Только для преподавателей.