Поделиться

Мрачная фигура в черной мантии одиноко стоит на небольшом возвышении. Низкие черные тучи заволакивают небо. Перебирая в руках четки, монах читает молитву —  еще одна загубленная душа скоро покинет этот мир. Виселица. Мужчина и женщина в роскошных старинных одеждах алчно смотрят на казнимую. Нет, это не начало повествования мистического триллера. Это описание очередной сцены видеоклипа. В Выборге, на горе, в районе Папулы, идет съемка. Вообще, наш город уже давно стал для многих режиссеров съемочной площадкой. Но наш сегодняшний режиссёр не типичен – это молодая, стройная девушка, Светлана Соловьева.

Жизнь Светы уже связана с телевидением. Она занимает не совсем женскую должность – работает выпускающим эфира местного телевидения, в компании «Медиа Группа «Наш Город». И она доказала, что параллельно с обычной жизнью: дом – ребенок – работа, может быть и другая реальность. Но, обо всем по порядку.

Корр.: Света, расскажи о своем детстве.

С.С.: Мое детство связано с Санкт-Петербургом, тогда еще — Ленинградом. Я очень люблю это город. Город «Белых ночей» Достоевского, пушкинского Медного Всадника, гоголевского Невского проспекта. Когда гуляешь по его улицам, тебя не покидает ощущение соприкосновения с историей.

В моей памяти сохранилось одно детское воспоминание, связанное с городом. У меня была книжка на немецком языке про котов, которые гуляли по крышам. Читать по-немецки я, конечно, тогда не умела, но книга была богато иллюстрирована. Особо мне запомнились терракотового цвета черепичные крыши. И я помню, как вышла с мамой на прогулку и ахнула! Те же самые дома, те же самые крыши и громадные здания. Гуляя по Петроградской стороне, мне казалось, будто я иду мимо тех домов из моей детской книжки. Впечатление было потрясающим! Правду говорят, что в Петербурге есть все – своя Германия, своя Франция, своя Италия.

Корр.: Годы юности оставили такие же яркие воспоминания?

С.С.: Самое яркое – это учёба. Я училась в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения на факультете «Фотографии и технологии регистрирующих материалов». Одновременно с этим проходила профессиональную переподготовку по специальности «Режиссура театра и кино». На первой же лекции, на меня, как и на прочих студентов, обрушился град имен, названий книг, терминов, цитат из произведений, которые ты вроде и читала, но просто не обращала внимания. Учёба расставила все на свои места, получилось, что я подсознательной всегда шла одной дорогой – дорогой телевидения.

Корр.: Понятно, что учеба тебя увлекала, а что нравилось особенно?

С.С.: Есть такое упражнение — находить в фильмах кадры, у которых есть аналог в живописи. Например, в фильме о революции года кинорежиссера и основоположника учебников по режиссуре Сергея Эйзенштейна «Октябрь» использована картина его любимого художника Оноре Домье. Картина посвящена Французской революции. Называется «Парижский мальчишка в Тюильри», где маленький солдат с ружьем наперевес бросается со смехом на трон свергнутого короля, надев на голову его корону. В фильме «Октябрь» мы видим зеркальное отражение картины — русский солдат с ружьем бежит к трону в Эрмитаже.

Корр.: Какие книги, какая музыка впечатляют такую тонкую творческую натуру?

С.С.: У меня есть любимая книга Стендаля. Имя ей «Пармская обитель». Она хороша в те моменты, когда опускаются руки, когда нет настроения что-либо делать. Есть такие книги, в которые как будто заключили джина, и когда их открываешь, начинается колдовство, и дух поднимается на неведомые высоты.
С детства мне нравились книги, где есть легкая нелогичность мысли – «Алиса в стране чудес», из фантастики – Станислав Лемм, и Стругацкие, Курт Воннегут. Они создают другие миры, где есть возможности, недоступные этому. Это как ребенок, который в один прекрасный момент совершенно серьезно верит, что он может летать, и снова и снова встает на табурет, чтобы спрыгнув с него, взлететь. Этот прыжок – самое ценное, что есть в человеке. И не надо его разуверять.

Нужно все время быть увлеченным, одержимым (героем ли, делом, творчеством). На меня магически действует музыка Милен Фармер. Я сразу начинаю видеть образы, сюжеты, героев, а дальше – рука «тянется к перу, перо – к бумаге». Все это зарисовывается и записывается в дневник. Так, кстати, и возник клип.

Корр.: Клип… расскажи поподробнее?

С.С.: Историю придумала довольно быстро, я просто увидела ее, как смотрела бы кино. Подробно записала в дневник, но мне не хотелось останавливаться.  Я нашла место действия — «Лысую гору» на Папуле, столь выразительную и живописную. Там вполне могли бы собираться ведьмы на шабаш. Проиграла все роли за всех героев, и не успокоилась до тех пор, пока не увидела свое творение в цифровом формате.

Корр.: Как происходил поиск актеров? Как люди реагировали на твое необычное предложение?

С.С.: Выборжцы, как мне показалось, очень любят кино, никто мне не отказывал в помощи проведения съемок, принимали и предложения сняться в клипе. Несмотря на то, что история довольно мистическая, и где-то даже кровавая, в нем снимались дети. Оба – будущие актеры.

Даниил играет уже как профессиональный актер в театр — студии «ТЕСТ». А Диана учится в детском музыкальном театре у Веры Юрьевны Кузнецовой. У этой девочки невероятная сила обаяния. С детьми работать труднее, чем со взрослыми, приходится прибегать к хитростям, уловкам, чтобы получить определенную реакцию. Например, при съемке сцены расстрела матери, Диана мило улыбалась, даже когда ее героиня услышала взрыв. Мне пришлось пойти на хитрость. Тихонько дав команду оператору – снимаем! Я довольно таки резко позвала ее по имени, она с тревогой оглянулась. Есть! Снято!

Корр.: А кто играл роли остальных героев?

С.С.: Большинство ребят, принявших участие в съемках – непрофессиональные актеры, мои бывшие коллеги по той еще, старой доброй команде выборгского телевидения образца 2006 года. Франта сыграл выборгский фотограф Алексей Штергун. Он невероятно харизматичен, в нем есть какой-то внутренний стержень, обаяние, непосредственность.
Роль монаха досталась Сергею Федорову, системному администратору, за его выразительное, пугающе мистическое лицо. Кстати, он единственный, кого мы не гримировали.

Корр.: А съемочная группа – тоже любители?

С.С.: Напротив – профессионалы своего дела. Я не устаю удивляться виртуозности лучшего оператора Выборга – Валерия Присяжнюка. Помимо своих непосредственных обязанностей он очень помогал, придумывал кадры невероятной красоты!
Мой соратник по этому проекту – Оксана Трошкова, подруга и коллега по Выборгскому телевидению. Вряд ли я взялась бы за воплощение своей идеи, если бы не она. Мечта так и осталась бы на уровне грёз, но неуемная энергия моего PR-менеджера, и по совместительству монтажера, подталкивала меня шаг за шагом к конечной цели.

Корр.: Действие клипа разворачивается в другой эпохе. Как удалось найти одежду и оружие того времени?

С.С.: Все необходимое для съёмок было взято в аренду. Костюмы предоставил Петербургский театр «У Черной Речки». Там же я обнаружила удивительный музейный экспонат – саблю, которую мы и дали герою. Она настоящая, побывала в сражениях, и, можно сказать, это оружие отведало людской крови. В роли солдат Великой Наполеоновской Армии снимались члены Санкт-Петербургского исторического клуба. Эти ребята участвуют в реконструкциях, снимаются в исторических фильмах многих столичных режиссеров. Их дорогостоящая военная форма (100 тыс. рублей стоит обмундирование одного участника клуба — прим. автора) изготовлена ими самими по выкройкам того времени. Все, до мельчайших деталей, в одежде от гетр до пуговиц и кокард на их шляпах сделано из натуральных материалов. Их оружие – настоящие ружья того времени.

Корр.: По сценарию для съёмок нужны были лошади. Как ты решила эту задачу?

С.С.: Существует выборгский клуб «Аквилон», который предоставил нам нужную пару коней. Эти ребята – асы своего дела. С ними очень легко работалось. Владелица клуба, Виктория Скрябина, также приняла участие в съёмках и не побоялась сыграть Смерть. Викторию мы облачили в терновый венец из сухих цветов и белую длинную рубашку в пол. В то время в таких хоронили. Смелая девушка, что мне безумно импонирует: не каждый решится. Ее напарник Алексей (он сыграл Главаря) замечательно владеет альпинистскими навыками. На ветке сосны необходимо было закрепить веревку. Я и глазом моргнуть не успела, как увидела Алексея в ветвях высоченного дерева, а с ветки свисала завязанная специальным «висельным» узлом веревка.

Корр.: По сценарию один из моментов в клипе связан с мистикой. А в жизни приходилось сталкиваться с мистическим и необъяснимым?

С.С.: Однажды мы с другом ехали в машине мимо поселкового кладбища. Был обычный зимний день. Впереди по обочине дороги шли двое с рюкзаками – мужчина и женщина. Мы их заметили, и, поско я попросила остановиться и предложить подбросить. Мы притормозили, у обоих волосы на голове встали дыбом: это были вовсе не люди, а два больших серых сугроба! Два су-Гроба около кладбища! Если бы их видела только я одна, или он. Но мы оба видели, как они двигались, переставляли с трудом ноги, какие на них были рюкзаки. Было очень страшно. И что это: предостережение, фантомы сбитых на смерть? Я до сих пор не знаю.

Корр.: Почему ты решила снимать именно в Выборге?

С.С.: Выборг – странный город, его не сравнить с петербургской строгостью. С множеством улочек, закоулков, спусков, пригорков, подъемов, возвышений и мостиков, он похож на лабиринт, и первое время я боялась, раз пустившись в путь, никогда не выбраться из его хитросплетений улиц. Он похож на вымышленные города Александра Грина – Зурбаган или Лисс. В нем чувствуешь себя фантастическим героем. Поэтому неудивительно, что приходят такие идеи, как моя.

Корр.: На каком этапе сейчас работа над клипом?

С.С.: Сейчас подходит к концу монтаж клипа. Одновременно пишется музыка. Композитор проекта — известный петербургский музыкант, DJ, участник многих фестивалей, Николай Шилов.
Трейлер клипа можно увидеть на сайте www.sjemkikino.ru или на сайте журнала «Верные Решения» — www.vr47.ru. Помимо этого, здесь можно узнать, как своими силами и с минимальными затратами снять достойное видео, избежав многих любительских ошибок.

Корр.: Поговорим о реальной жизни? О мужчинах. Какой у тебя идеал?

С.С.: Я не могу влюбиться в так называемого «мачо». Но я все никак не могла оторваться от маленького человечка в большой, кургузой одежде, с манерами графа. Который полюбил брошенного кем-то ребенка и воспитал его. Который отдал свою любимую другому, ведь она не любила его. И еще много раз «который»… Я говорю о герое Чарли Чаплина.

Корр.: Света, у тебя есть свои секреты счастья?

С.С.: Мне просто нравиться ощущать жизнь. Иногда я иду по улице, и ловлю себя на том, что улыбаюсь, хотя ничего сверхъестественного не случилось. Мне кажется, что это самое главное, когда можешь вот так улыбаться просто от того, что у тебя на душе светло. Нужно остановиться и прислушаться к себе. Начать делать то, что тебе нравиться. Тогда и начнут происходить с тобой самые чудесные вещи.

Добавлю от себя: может, и были в жизни этой хрупкой девушки с сильным характером лав-истории, мистические или романтические, но эту тему героиня интервью скромно обошла стороной. А что, в каждой женщине должна быть загадка!