Правила обращения в Роспотребнадзор за содействием в защите прав потребителей с 1 января 2017 года претерпели изменения.

Каких случаев касаются изменения?

Только потребительских споров.
Они не распространяются на обращения и заявления граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании. Таким образом, если гражданин приобрел не соответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор, который в установленном порядке организует мероприятия по контролю.

 

Что может служить основанием для проверки?

Отказ или игнорирование претензии нарушителем.
Но прежде, заявитель обязан доказать соблюдение претензионного порядка. Соответствующие документы прикладываются к обращению в Роспотребнадзор и проверяются им же.

Как инициировать проверку Роспотребнадзора?

Существует обязательный претензионный порядок разрешения потребительского спора до обращения в Роспотребнадзор. Без его соблюдения контролирующий орган не имеет права проводить внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя, которого заявитель обвиняет в нарушении прав потребителя.

Как правильно составить претензию?

Претензия оформляется в произвольной форме. В ней необходимо указать на допущенные нарушения и заявить требования, соответствующие нормам Закона РФ «О защите прав потребителей» и сроки их исполнения. В тексте лучше сослаться на конкретные статьи закона.

Кому отдавать претензию и на что следует обратить внимание?

Претензию можно вручить продавцу лично или отправить по почте, в том числе и электронной.
Очень важно получить подтверждение направления претензии.
При личном вручении претензии: на втором экземпляре, который остается у потребителя, ставится отметка о принятии с ФИО и подписью сотрудника ее принявшего, а также датой.
По почте претензия отправляется письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
В случае электронного отправления необходимо обязательно получить ответ с официального адреса о прочтении. Если такого подтверждения нет, то лучше подстраховаться и отправить претензию еще и почтой.

Как написать жалобу в Роспортебнадзор?

      1. Обращение должно содержать наименование госучреждения или сведения о должностном лице, которому оно направляется. А также обязательно о заявителе и адрес для обратной связи — почтовый или электронный.
      2. Сама жалоба пишется в свободной форме.
      3. Обстоятельства, послужившие поводом для обращения в контролирующий орган. Необходимо изложить ясно и в хронологическом порядке.
      4. Заявление должно содержать все необходимые реквизиты юридического лица или ИП, действия которого обжалуются. А также просьбу оказать содействие в защите прав потребителя.
      5. К жалобе прикладываются все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявленных требований.
      6. В том числе, доказательства обращения к нарушителю с официальной претензией. Это может быть второй экземпляр претензии, почтовое уведомление о ее вручении, скриншот страницы из электронной почты или с сайта продавца о том, что претензия получена.

 

Важно

Если в заявлении были указаны заведомо ложные сведения, предусмотрено право Роспотребнадзора обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом в связи с рассмотрением поступившей жалобы (ч.3.5 ст.10).

Напоминаем, Роспотребнадзор обязан дать ответ по существу обращения в срок 30 дней со дня его регистрации. Срок может быть продлен еще на 30 дней. По результатам проверки продавцу (исполнителю работ/ производителю) может быть выдано предписание об устранении нарушений, послуживших причиной обращения. Указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности.