Хранительница замка: история старейшего сотрудника выборгского музея Зинаиды Новоселовой

Поделиться

В конце июля этого года старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника Зинаида Анатольевна Новоселова уходит на заслуженную пенсию

Зинаида Новоселова проработала в Выборгском музее свыше 40 лет. За это время она написала множество научных трудов, собрала и обобщила уникальные данные о декабристах в Выборгском замке, составила музейные буклеты, публиковалась в журналах, написала нескольких книг, дала названия некоторым улицам Выборга.

Решение об уходе, по её словам, далось нелегко. «Боюсь превратиться в Обломова», — отшучиваясь, сказала она. А потом призналась, что без дела всё равно не останется: хочет продолжать работу, но уже в Санкт-Петербургской библиотеке.

«Я говорила нашим сотрудникам, что, уходя с этой работы, мы должны оставить в научно-исследовательском отделе, во-первых, свои справки, научные работы и экспонаты. Экспонатов я собрала более, чем достаточно, у меня было и 500 единиц за год, и 1500, всегда я планы перевыполняла. И научные справки: 2-3 в год, поэтому я считаю, что свой след я оставила».

Зинаида Анатольевна рассказывала о времени, когда она только-только пришла в музей.

Фото: vyborg-press ru

За плечами уже были школа, работа на приборостроительном заводе, пять лет учёбы в университете. Затем была работа в школе, в далёком уральском городке Алапаевске – по распределению. И после, в 1972 году, – возвращение в Выборг. Правда, работу по специальности найти удалось не сразу. Пришлось целый год отработать воспитательницей в детском саду, после в районном отделе народного образования. За это время окончила курсы экскурсоводов и продолжала стремиться устроиться в музей. Наконец, 17 апреля 1974 года, у неё это получилось.

На первом собрании её представили коллективу и сказали: «Надеемся, что вы у нас задержитесь». На что Зинаида Анатольевна ответила, что работать собирается до пенсии. Слово она сдержала. «И вот уже предпенсионный возраст, и уже далеко за…, а я всё равно работаю», — улыбается она.

«Как же можно любить свою работу, чтобы вот столько лет на этой должности в музее проработать?» — спросили у неё однажды. «Но это действительно так», — соглашается Зинаида Анатольевна. Были разные случаи, когда хотелось просто взять, всё бросить и уйти. Тем более, предлагали работу и в школе, и другие места. Но покинуть место, к которому прикипела всей душой, Зинаида Новоселова не смогла. Она и сейчас считает, что ей повезло сюда попасть: на «свою работу» и на «свою тему», с которой она, не считаясь, работала не покладая рук и в музее, и дома.

Любимая тема Зинаиды Анатольевны – одна из – декабристы.

«Когда я пришла, — вспоминает она, — мне сказали: «вот ваш кабинет, вы заведующая отделением». А на табличке написано: «досоветский период». Это меня как-то поразило».

Оказалось, что «досоветский» включает в себя начало жизни на этой земле, а заканчивает 1918 годом. Считай, вся история.

«И в этом отделе я была и заведующей, и, одновременно, единственным сотрудником. И, поскольку в советское время основной темой была революция, моей основной темой она как раз и стала».

Когда Зинаида Анатольевна взялась за работу, стало ясно, что информации по декабристам в то время было крайне мало, научные труды можно было пересчитать по пальцам.

Фото: fotomanya — LiveJournal

Однако тема была интересной и впоследствии стала одной из глобальных, не умещающихся в один год: в экспозиции музея были представлены истории некоторых декабристов, но доскональных подтверждений тому, что они содержались в замке – не было. Приходилось постоянно возвращаться к работам своих предшественников, перепроверять материалы, свои же самые первые справки. Со временем Зинаида Анатольевна не считалась, полностью отдавая себя работе.

Очень помогала декабристская секция при Государственном музее истории в Санкт-Петербурге, благодаря которой Зинаида Анатольевна дважды побывала в Сибири и Забайкалье, точно по декабристским следам. Правда, первый раз такое путешествие осуществилось за свой счёт.

«На декабристской секции сказали: «товарищи! Вот юбилей декабристов, давайте-ка съездим, кто поедет?» Лес рук поднялся, а когда дошло до дела – четыре человека. И мы, взяв отпуска за свой счет и заранее связавшись с музеями, полетели».

Второе путешествие было организовано уже Москвой, в 2006 году. В этой поездке участвовали и потомки декабристов, и историки, которые занимаются этой темой глобально, и сотрудники музеев.

«Проехали мы от Москвы, следуя тем же путём, которым когда-то декабристы ехали в Сибирь. Мы останавливались в городах, нас разбивали на группы и мы выступали в школах, университетах, библиотеках, знакомились с краеведами. В Сибири нас отлично принимали и одновременно мы знакомились с экспозициями этих городов, в частности, Музей Декабристов в Чите, в Ялуторовске, Иркутске. Доехали до Нерчинска…»

А так долгое время приходилось заниматься и революциями 1917 года. Но здесь, отмечает Зинаида Анатольевна, ей повезло: на тот момент был рассекречен фонд выборгского совета солдатских рабочих депутатов, и она не только первая ознакомилась с данными, но и постаралась связаться с ещё жившими в то время деятелями, членами первого совета. Многие из них приезжали в Выборг, делились воспоминаниями. Кроме этого, от предшествующих сотрудников Зинаиде Новоселовой досталась огромная биографическая картотека с родственниками революционеров. И с ними также была наложена переписка, связь и обмен желанной информацией.

Фото: vyborg-press ru

Вообще было много интересных встреч. Например, Зинаида Анатольевна с теплом вспоминает внучку изобретателя радио Попова, Екатерину Георгиевну Кьяндскую-Попову, Лидию Игоревну Глинку – потомка Михаила Глинки и многих других.

 «Была в Москве на курсах повышения квалификации и там познакомилась с семьей Ивана Алексеевича Акулова, в честь которого названа одна из улиц Выборга. В Москве проживала его вдова, которая передала в музей личные вещи Акулова».

Вещи были представлены на одной из выставок в замке. Тут Зинаида Анатольевна уточняет:

«Я надеюсь, что в будущем появится больше помещений, а то у нас даже некоторые посетители жаловались на то, что отсутствуют целые пласты истории. Когда мы создавали концепцию музея, я предлагала революционную тему перенести в дом №2 по Островной улице — это здание бывшего совета рабочих и солдатских депутатов. Сейчас это одно из гибнущих зданий в нашем городе. А ведь тогда там сохранился на втором этаже зал, где проходили заседания совета, где выступал Федор Раскольников, читал лекции Акулов, другие представители. Исторический революционный памятник той эпохи. И то, что он гибнет, я считаю, потомки нам не простят».

За время её деятельности музей успел несколько раз поменять названия, но суть его, конечно же, осталась прежней.

«К нашему счастью, — говорит Зинаида Анатольевна, — наконец-то началась реставрация. Сначала башня, потом будут реставрироваться уже помещения. Сотрудникам, конечно, предстоит большая работа. Должны появиться новые экспозиции, нужно будет разработать новую концепцию музея.
Ну и, поскольку вместе с этим увеличится и состав кадров, хотелось бы, конечно, чтобы здесь работали люди увлеченные, влюбленные в свою работу, которые будут работать со всей душой».

Энергичность и искренняя любовь Зинаиды Анатольевны к работе действительно впечатляют. Хотелось бы пожелать ей крепкого здоровья и новых свершений! А то, что они обязательно будут – сомнений не вызывает.