Маршрут в Ленобласти: для туристов, любящих глушь и приключения

Поделиться

Путешественник, администратор группы «Петербург для души и тела» Дмитрий Бородин рассказывает об удивительном путешествии в Ленинградской области

На границе Тосненского и Кировского районов расположены труднопроходимые болотистые леса, куда редко заглядывают отдыхающие – и далеко, и сложно, и не особо нужно – много есть озер и лесов, куда проще попасть, например на Карельском перешейке или в окрестностях Луги.

Но меня чем-то зацепила эта местность, и я раз за разом снова и снова сюда ездил. Сначала вдвоем с товарищем, на разведку – дважды, потом еще три раза – уже с группой. Поездки оказывались иногда весьма сложными, но каждый раз это оправдывалось тем, что мы погружались в тишину глухого места, необычайно свежий и чистый воздух, любовались природой – и получали ценную психологическую разгрузку. Дальше я опишу подробнее последний наш поход туда, который состоялся в мае 2016 года. А также расскажу, почему эти места – для настоящих туристов…

Итак, все началось, когда я случайно наткнулся на сайт в интернете, где молодой парень Кирилл Кравченко рассказывает о том, как гулял с товарищем-туристом Александром Ромашенковым по Кирсино, исследуя железные дороги, а также глухие леса и озера между ними. Написан рассказ был очень увлекательно, но больше всего в нем зацепило то, что во-первых, места очень мало известные, а во-вторых, что в них похожая на Карельский перешеек, где я всю жизнь гуляю, природа. Да еще красивые зеленые холмы…

В общем, решили ехать. Первые две поездки совершили осенью, когда в этих местах мокро и мрачно. Исследовали деревни Сологубовку и Кирсино, и больше всего понравился там обрыв над рекой Мгой, ну и церковь в Сологубовке. Сунуться глубоко в лес тогда не рискнули. Потом прошлись пешим походом от Сологубовки до Кирсино в феврале. Ну и наконец, решили повторить маршрут тех ребят, пройдя из Шапок в Кирсино. Сделали это в наихудшее время – в апреле. Хотя начало похода не предвещало ничего трудного – мы гуляли по Шапкам, купались, смотрели на исторические места – но когда мы подошли к лесу.

В общем, два километра мы шли три часа, преодолевая жуткие грязи на дорогах, для чего пришлось вооружиться палками, чтоб не падать постоянно (один из нас рухнул четыре раза в грязную колею, глубина которой была метр). В итоге опоздали на последний автобус, стояли в темноте и пытались вызвать такси целый час, пока не подбросили местные жители до станции. После этого слово Кирсино стало для нашего турклуба синонимом самого жестокого испытания на прочность, и многие, слыша про это место, хотели там побывать – чтоб приобщиться к брутальным приключениям. Итак, созрело достаточно желающих вернуться сюда, и спустя год,но уже в мае, когда более сухо – мы снова вышли из автобуса на станции Шапки, с твердым желанием посетить на этот раз озера в лесу, которые в прошлый раз нам были недоступны.

Вход в лес начинался по бревенчатому настилу.

Дальше начался сосновый лес, который и правда очень напоминает Карельский перешеек.

Через некоторое время мы дошли до лесного озера, которое называется Юрсельское. Его берега заболочены, чтоб к ним подойти – проложен настил из досок.

Май 2016 года был очень жарким, и естественно, мы решили искупаться.

Вода оказалась теплой и прозрачной, хотя обычно в болотистых озерах вода черная, торфяная.

В общем, отличное озеро, идеальное для отдыха. Вокруг сухие и сосновые леса, нельзя проехать сюда на машине, купаться приятно. Хотя тем, кто не умеет плавать – здесь делать нечего.

Искупавшись, наша группа отправилась дальше, к следующему озеру. Лес стал другим – из соснового превратился в еловый. Но тоже похожий на леса Карельского перешейка.

А вот и следующее озеро – Макарское. Оно очень красивое!

Покой воды ничто не нарушает – ветер в котловину между холмов и лесов просто не попадает. Небо отражается в ровной глади воды…

Берега озера немного мокроватые, но несколько мест есть, где вполне сухо. Природа вокруг умиротворяющая..

На другом берегу озера была оборудованная туристическая стоянка. Здесь можно было бы нырнуть. Вода тут, в отличие от Юрсельского озера, черная, торфяная, что намного привычнее. Но мы купаться не стали, поберегли силы на третье озеро, которое было в программе.

И вот теперь нам предстоит сложный переход из Тосненского района в Кировский. Сосновые леса и песчаные почвы, похожие на Карелию, остались позади. Начинается смешанный лес.

Дорога от Макарского озера уперлась в ту самую грязь, по которой мы шли год назад от деревни Староселья, что на окраине Шапок.

Правда, в мае эта грязь не такая страшная, как в апреле. Но идти все равно тяжеловато, если нет специальной обуви.

Вскоре мы дошли до Царь-горы. Название это у нее не просто так. Здесь когда-то был монастырь, в котором доживала свои дни одна из жен Ивана Грозного. От царицы и гора Царь-горой, и растущее на ней огромное дерево – серебристый тополь, которому много веков.

Чтоб обнять это дерево, нужно человек 6-7

После Царь-дерева еще участок грязной дороги.

Но вскоре грязь кончилась, и мы уже шли по зеленым холмам. Вдали видна была деревня Кирсино

Деревня расположена на вершине горы. В этих местах обычно ландшафты равнинные и болотистые, и несколько песчаных холмов остались после ледникового периода, возвышаясь над остальной местностью. В лесах все так же дремуче, как было много веков назад, а вот вершины холмов люди освоили – и с удовольствием на них живут.

Кирсино – привлекательное место. Здесь заканчиваются дороги, поэтому нет проезжающих мимо машин. Только немногочисленные местные жители, которых даже летом мало. Тихо здесь и уютно.

Мы идем к третьему озеру, что есть в нашем плане – Гурьевскому. Дорога лежит мимо холмов, где растут в огромном количестве ландыши.

Очень красиво!

А вот и Гурьевское озеро

Здесь уже нет сходства с Карелией. Природа такая же, как в Средней полосе России.

Я и еще пара человек искупались

А другие устроили фотосессию на фоне красивой природы

Тут надо обязательно упомянуть об одной неприятной вещи, которая со мной случилась. Все-таки не зря здесь другая природа. Если в карельских ландшафтах я ощущаю себя в безопасности, то здесь надо быть настороже. После купания присел одеться и попить чаю на бревнышко – и через минуту снял со своего уха клеща! Он еще не успел впиться, но это бы случилось, если б не заметил сразу. Да, травянистая местность ими богата… В общем, у Гурьевского озера – будьте очень осторожны, эти мерзкие создания тут весьма активны!

Ну а мы пошли в сторону деревни Иваново, чтоб сесть там на автобус. Это можно было бы сделать и в Кирсино, где у автобуса кольцо, но хотелось побольше посмотреть. По пути от озера к шоссе – нам встретился аист.

Деревня Иваново тоже расположена на вершине холма, только другого.

Здесь мы сели на автобус и доехали до станции Мга (местные любят расшифровывать название своего поселка как “Маленький Город Алкоголиков”). А оттуда – электричкой до Петербурга. На этом поход и закончился – почти без экстрима, но с приятными ощущениями и полезной нагрузкой.