В России может исчезнуть каждая вторая автозаправка

Поделиться

Агентство гражданской журналистики «Ридус» о предложении части АЗС государственного контроля цен на оптовое топливо.

Россия может лишиться более половины действующих автозаправок. Эти АЗС не принадлежат крупным нефтяным компаниям и уже сейчас находятся на грани банкротства из-за особенностей ценообразования на топливном рынке. С таким предупреждением выступил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме, адресованном президенту РФ Владимиру Путину.

В России может исчезнуть каждая вторая автозаправка
Фото: armenpress.am

В тексте послания говорится, что розничные тарифы контролирует государство, к тому же в данном сегменте очень высокая конкуренция. Поэтому цены изменяются плавно, не опережая инфляцию, пишут «Ведомости». А вот на оптовом рынке царит олигополия, условия диктуют несколько крупных игроков, и на цены влияет множество факторов: производство топлива, поставки на внутренний рынок, экспорт, запасы, цены на мировом рынке, курс рубля и т. д.

В итоге возникает дисбаланс. Например, во второй декаде октября оптовые цены на дизтопливо выросли более чем на 20%, а розничные — всего на 7,5%.

Нефтяные компании сдерживают розничные цены на собственных АЗС и несут убытки, но компенсируют потери за счет дополнительной прибыли в оптовом сегменте. Малому и среднему бизнесу эта ситуация грозит «массовым разорением» и «уходом с рынка», предупреждает Аркуша. И предлагает государству контролировать оптовые цены на топливо так же, как и розничные.

Разные мнения

Эксперты по-разному оценивают инициативу независимых АЗС. Одни, признавая наличие проблемы и тот факт, что сложившаяся ситуация позволяет нефтяным компаниям манипулировать ценами на бирже, к госрегулированию относятся все же негативно. Другие не видят в этом ничего страшного.

Аналитик инвестиционной компании «Атон» Александр Корнилов опасается, что в этом случае рынка нефтепродуктов в России вообще не будет.

«Все помнят госплан и госмонополию на ценообразование. Это привело к дефициту всего», — сказал он «Ведомостям».
Фото: megalit.net.ua

 

Независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов, в свою очередь, полагает, что никаких проблем не возникнет, если ценообразование будет согласовано со здравым смыслом. По крайней мере, дефицита бензина и дизеля бояться не стоит.

По его словам, диспропорция в темпах роста оптовых и розничных цен, действительно, может быть средством давления на независимых рыночных игроков. Однако возможна и объективная ситуация: если конъюнктура делает более выгодным экспорт сырой нефти, добывающие компании могут недостаточно много отправлять ее на переработку, из-за этого цены и растут.

Но кардинально уменьшить нефтепереработку в пользу экспорта сырой нефти или перебросить нефтепродукты на какой-то другой рынок не так-то просто, поясняет аналитик.

Всему есть предел
«Мощности по трубопроводному транспорту фиксированы. Балансовые поставки на внутренний рынок могут изменяться, но незначительно. Там на самом деле вот этот люфт, который можно туда, а можно сюда, не такой большой. Это несколько процентов на рынке. Плюс спрос не эластичен. Какая бы цена ни была, если вы хотите куда-то ехать или что-то топить, вам нужно закупить ровно столько нефтепродуктов, сколько нужно, не больше и не меньше. Цена — просто дополнительный фактор, но не основной», — сказал эксперт «Ридусу».

Он также напомнил про логистику: если изменяется маршрут поставок, изменяется и транспортный тариф, его тоже надо «отбить». И сырую нефть надо как-то довезти, кроме того, попасть в порт, получить возможность ее налить.

Фото: 100ls.ru
«У нас нет такого, что инфраструктура стоит и ждет, что кто-то что-то привезет. В Новороссийске очередь. Да, можно где-то заместить поставки, что-то придумать. Но это редкие локальные истории. Чтобы 10% добычи ушли куда-то не туда, потому что мы что-то не так регулируем, надо просто тогда совсем уж тариф занизить», — отмечает аналитик.
Непредсказуемое решение

Адамидов полагает, что подобное решение действительно может спасти мелких и независимых игроков, стабилизирует их бизнес. Но вот пойдет государство на это или нет — вопрос совершенно непредсказуемый, потому что в нефтяной отрасли все решается в ручном режиме.

«По большому счету, если независимые производители будут достаточно убедительны, тогда регулирующие органы это сделают. Все коллизии в нефтяной отрасли, связанные с экспортными пошлинами, с налогообложением, всегда следствие какого-то компромисса. И он не всегда разумен, скорее политически обусловлен, — рассуждает Адамидов. — Вопрос, что в приоритете. Мне кажется, для внутреннего рынка важно, чтобы у нас были нефтепродукты в нужном ассортименте, в нужном количестве и по более или менее приемлемым ценам. Если это проще сделать госрегулированием, пусть будет госрегулирование».

Самое главное, добавляет эксперт, ничего не менять долгое время. Основная проблема госрегулирования состоит в том, что там каждый год меняются правила игры. И это создает нервозность. А нужно просто отработать какую-то модель функционирования отрасли и оставить ее в покое.

comments powered by HyperComments
Поделиться
Загрузка...