Разнос Московской областной таможни и повышение качества Выборгской

Поделиться

Пока привлекательность Выборгской таможни растёт, Московская областная таможня, наплодившая филиалов, получает серьезный выговор после проверки ФТС России. Из-за многочисленных нарушений законодательства начальники лишились своих «звёздочек», а многие посты попросту будут ликвидированы. Казалось бы, причём тут Выборгская таможня? Всё просто — большие деньги и грузопоток, которые долгое время крутились на Московской областной, теперь плавно перетекут и в Ленобласть. Ivbg.ru разобрался в том, с чего это началось и к чему может привести.

Фото и графика: ivbg.ru

Всё началось с проверки, устроенной ФТС России еще в конце лета. Если быть точным, то «веселье» у сотрудников Московской областной таможни (далее — МОТ) началось 23 августа. На протяжении двух недель Федеральная таможенная служба пристально наблюдала за деятельностью МОТ, раз за разом выявляя нарушения. Как выяснилось, грешили там и с таможенным законодательством, и с таможенным контролем, и при реализации таможней контрольных функций. Проще говоря, нарушений нашлось достаточно. Их хватило как на целый букет выговоров и предупреждений о необходимости строго соблюдать служебную дисциплину, так и на ряд увольнений.

«Среди системных нарушений со стороны таможенных постов МОТ – нарушения порядка взаимодействия с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением в рамках назначения таможенных экспертиз, многочисленные нарушения при осуществлении контроля таможенной стоимости и классификации товаров, нарушения сроков регистрации деклараций на товары, отказа в их регистрации и выпуска», — сообщается на портале «Провэд».

В результате личный состав МОТ знатно перетряхнули, а на головах начальников появилось немало седых волос. Чтобы оценить масштаб совершенствования структуры Московской областной, можно краем глаза взглянуть на документ из 45 страниц, который оказался в распоряжении ivbg.ru. В нём есть информация как о ликвидации целых терминалов, так и об изменениях в работе всей таможни. Среди главных уволенных, попавших под раздачу, оказался даже первый заместитель начальника МОТ Роман Бессонов.

Но всё вышесказанное — лишь краткая предыстория того, о чём пойдёт речь дальше. Очень странные дела на Московской областной, как это ни странно звучит, напрямую влияют на ситуацию на других таможнях, в числе которых, разумеется, оказалась и Выборгская. Дело в том, что проверка, устроенная для МОТ, должна сыграть Выборгской таможне на руку. Точнее, не столько сама проверка, сколько решительные организационные выводы ФТС России, которые помимо выговоров и увольнений, привели к сокращению и упрощению таможенных терминалов. Это, в свою очередь, привело к тому, что импортёры, которые раньше считали МОТ своим «вторым домом» и совершали бОльшую часть операций именно через неё, начали постепенно присматриваться к другим таможням. Другие — не абы какие, а те, что предоставляют более высокий и качественный уровень таможенного администрирования. Импортёры здесь действуют в своих интересах — переплачивать в бизнесе никто не любит. Поэтому, чтобы не терять деньги, например, из-за ненужного ожидания при оформлении документов и прочих неувязок, нужно себя обезопасить. Несложно догадаться, что Выборгская таможня, по мнению импортёров, как раз-таки относится к числу «удобных» и «безопасных». По словам собеседника ivbg.ru, близкого к ситуации, в условиях улучшения качества таможенного администрирования и приграничного расположения Выборгская таможня является крайне привлекательной для участников внешнеэкономической деятельности. Таким образом, сложившаяся ситуация на МОТ заставляет импортёров всерьёз задуматься о других таможнях и, в частности, вспомнить о Выборгском районе Ленобласти.

Графическая цепочка взаимосвязи МОТ и Выборгской таможни

Напрашивается вполне резонный вопрос: как смена вектора заинтересованности импортёров в сторону Выборгской таможни скажется на жителях и регионе?

Во-первых, исторически сложилось, что в Выборге и районе таможня и околотаможенный бизнес дают большое количество рабочих мест. Соответственно, приход новых участников внешнеэкономической деятельности на Выборгскую таможню может положительно сказаться на районе в целом. Появится больше рабочих мест, так как с увеличением импорта и грузопотока таможня будет нуждаться в расширении штата. Особенно актуально это будет в свете тенденций к увольнениям, которые случились еще летом этого года. Во-вторых, массовый переход крупных импортёров на таможенные терминалы Ленобласти и Выборгского района в частности могут очень положительно сказаться на экономике не только локальной, но и всего 47 региона. Увеличится объем грузоперевозок через таможенные посты области — увеличатся и отдачи в федеральный бюджет, которые сейчас в среднем составляют до 40 млрд рублей в месяц, что уже немало.

Плохих и тревожных новостей с Выборгской таможни действительно не приходило уже достаточно давно. Примерно с сентября, когда ФСБ на Светогорском посту в крайний раз задержала крупную контрабанду на 2,5 млн евро. Прочие громкие скандалы и вовсе датируются прошлым годом