Выборжцы оказались замешаны в глобальной схеме контрабанды оружия

Поделиться

Контрразведка подбила похитителей деталей СУ-27 на границе с Финляндией. Под следствием и арестом дюжина россиян. Некоторые из Выборга. Теперь клиентам от Китая до Перу некому платить миллионы долларов. Запчасти списывали на военных заводах, а таможня пропускала. 

На днях, оперативники УФСБ по Петербургу и Ленобласти выманили из Финляндии 44-летнего россиянина Дмитрия Богачёва. Сегодня мужчина находится в камере, арестован по редкой и тревожной статье 226.1 УК — «контрабанда …боеприпасов, оружия массового поражения, …военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения». Часть статьи говорит об организованной группе, а возбуждено дело в двадцатых числах октября нынешнего года Северо-Западным Следкомом на транспорте, пишет 47news.

История оказалась глобальной. Примерно весной нынешнего года контрразведка зафиксировала исчезновение деталей на нескольких военных заводах России. Дело касалось дорогостоящих запчастей, цены на которые начинаются с 20-30 тысяч евро.

Схема

Деталь по формальным причинам списывалась. Затем перевозилась в Москву, оттуда в Петербург, а потом через один из пунктов пропуска в Ленобласти переправлялась в Финляндию. Оттуда механизмы поступали в страны, в армиях которых стоит на вооружении техника, произведенная в СССР и России. Среди них Китай, Индия, Арабские Эмираты и даже Перу. Есть в списке и Сингапур, но он, скорее всего, был транзитной точкой.

Действующие лица

Про Дмитрия Богачёва известно, что он родился в поселке Камышовка Выборгского района Ленобласти. Обретался в Москве и Ростове-на-Дону, там у него жена и четырехлетняя дочь. Последнее время живет в Хельсинки. Ещё один арестованный организатор контрабанды военных запчастей — 60-летний Александр Новиков из Оренбургской области. Есть и ещё двое организаторов, известны лишь фамилии — Коновалов и Чистяков.

По словам собеседников 47news в Выборгском суде, по делу проходят еще двое исполнителей головокружительной схемы. Один из них, 38-летний житель Выборга Евгений Матхонов из Светогорска. Говорят, его фамилию узнают в контрабандных кругах, а многие таможенники протягивают руку. В камере по соседству сидит 48-летний петербуржец Константин Гансон. Сегодня оба под подпиской о невыезде. Возможно потому, что стали сотрудничать со следствием. Всего же, по делу, на данный момент, проходят более десятка человек, которым пришлось поделиться нюансами своего непростого ремесла.

Оборот

Разница в цене официально поставляемой детали и украденной могла достигать 400 тысяч евро. По сильно приблизительным расчетам, оборот группы мог достигать 5 миллиардов рублей в год. Эта цифра не должна удивлять, ведь при недавних обысках в промзонах столицы, на складах, было найдено товаров военного назначения на 2,5 миллиарда рублей. Дома у подозреваемых были обнаружены десятки миллионов рублей, десятки тысяч евро, ну и долларов.

«Сервис»

Любопытно, что группа действовала как приличный дилер. Если к товару были претензии, то его меняли. Для этого, естественно, ввозили обратно в Россию. Не нужно объяснять, что именно таким образом в бизнесе зарабатывается репутация.

Как удалось выйти на контрабандистов

В сентябре, с территории московского завода «НПЦ Газотурбиностроения «Салют» были вынесены детали двигателя истребителя СУ-27. Сотрудники на предприятии рассказали, что когда у них шли обыски, выяснилось, что пропал, в частности, «диск турбины высокого давления» двигателя истребителя СУ-27. По оценкам экспертов, стоимость детали на сером рынке начинается от 110 тысяч евро. Ее розничная стоимость приближается к полумиллиону. Для понимания, стоимость самого СУ-27 на экспорт стартует с 30 миллионов долларов, рассказали собеседники 47news в силовых и надзорных структурах. 

Деталь погрузили под видом посылки в товарный поезд и встретили на Московском вокзале в Петербурге. Груз, под негласным присмотром ФСБ, несколько раз перемещали по городу и, в конце концов, привезли в Светогорск. Утром 20 октября ее забрал водитель-дальнобойщик и, не особо скрывая, положил в кабину. Грузовик со щепой без проблем прошел таможенный и пограничный контроль и только после этого был остановлен контрразведкой.

Фотографией поделились с 47news знакомые сотрудники таможни
Фотографией поделились с 47news знакомые сотрудники таможни

Занятно, что, по словам пограничников, машина могла принадлежать одному из бывших сотрудников этого таможенного поста, Владимиру Овчинникову. В тот же день был задержан 40-летний житель Лесогорска Сергей Аристархов. Скорее всего, он курировал процесс технически и решал тактические вопросы на месте.

По предположению силовиков, группа действовала, как минимум, три года и пустила в нелегальный оборот несколько тысяч деталей военного назначения.