Как сейчас выглядит военный аэродром под Сосновым Бором: рассказ путешественника

Поделиться

История путешественника из туристического клуба «Восемь Врат» 

29 октября, в последний день перед выпадением снега, мы отправились в поход по Ломоносовскому району. Главной целью было посетить бывшую секретную базу заправки подводных лодок в Шепелево, а в первой половине похода планировали прогуляться по лесу, увидеть церковь и озеро в Горавалдае, а также побывать на заброшенной территории воинской части в этой же деревне, где был когда-то военный аэродром. Сейчас будет фотоотчет о первой половине похода. Большая часть фотографий здесь посвящена заброшенным советским постройкам.

Источник: pohod-vosemvrat.livejournal.com

Из Петербурга мы выехали электричкой 9.13, идущей в сторону Соснового Бора. Вышли на станции 68 километр. Дальше я планировал идти старой лесной дорогой, которой уже ходил в Шепелево в 2015 году. Но там оказалась огромная вырубка, весь пейзаж испорчен видом срубленных деревьев, а дороги лесовозами превращены в грязное месиво. Вырубка тянулась больше чем на километр, и идти вдоль нее не хотелось, поэтому пару километров я предпочел пройти с товарищами по железной дороге

Источник: pohod-vosemvrat.livejournal.com

Возле карьера от железной дороги мы свернули по прямой грунтовке направо, она идет в сторону шоссе, идущего на Сосновый Бор.

С прогулкой по лесу был небольшой для меня облом. Дело в том, что раньше тут была тихая скромная грунтовочка. А теперь лесовозы раскатали широкую дорогу, по которой время от времени ездят машины. Романтика лесной прогулки из этих мест тут же ушла.

Когда дорога уперлась в шоссе, мы повернули налево, в сторону Соснового Бора, чтоб дойти до Горавалдая. По левую руку по-прежнему был приятный лес, да и с другой стороны от шоссе — тоже.

Автобусная остановка. Местная власть применила изрядную долю креатива, раскрасив каждую остановку на шоссе своей картинкой. Горавалдаю повезло особенно — его жители обречены на долгие годы созерцать мухоморы

Вот и Горавалдай. Его пишут по-разному — и через черточку: Гора-Валдай. И без нее, раздельно: Гора Валдай. И вообще по-старому: Каравалдай, Каравалтай. Пишу слитно, так как проще будет соотнести с Горавалдайским озером, да и написание без черточки вообще сбивает людей с толку, они начинают путать с Валдаем в Новгородской области. У входа в деревню — КПП, когда-то был здесь военный городок, и территория была закрытой. Ныне КПП используется как тумба для объявлений

Одна из главных достопримечательностей этого места — роскошная церковь, построенная по проекту самого Василия Косякова, известного многим петербуржцам благодаря Морскому собору в Кронштадте, а также великолепному храму Петра и Павла в Петергофе. Василий Косяков был одним из самых лучших архитекторов той поры. Храм был построен на деньги местного купца. И это поразительно, что в далекой деревушке появилась такая роскошная церковь. Но в те времена далекие деревни и села часто были процветающими, в отличие от нынешней эпохи.

Для косяковских церквей характерен псевдорусский стиль, модный в те времена, когда старались возвращаться к истокам в культуре и архитектуре.

Когда я  впервые был здесь в 2014 году, храм был в лесах, шла реставрация. Сейчас 2018 год, и он по-прежнему в лесах, и реставрация все идет, и даже рабочие присутствуют. А изменения крайне незначительные. Храм с вечным ремонтом…Это грустно, хотелось бы увидеть наконец великолепный памятник архитектуры во всей красе. А не такой застой.

После церкви идем к Горавалдайскому озеру.

Возле озера еще много кустов и деревьев с зелеными листьями — большое и полноводное озеро сглаживает перепады температур, отдавая ночью накопленное за лето тепло. Благодаря этому возле воды почти нет заморозков.

Пошли вдоль заборов дачников, чтоб выйти к воинской части. По старинной булыжной дороге идем к заброшенному объекту.

Начинаются заброшенные постройки. Выглядят даже относительно целыми. Обычно такие места разоряются страшным образом, после чего стремительно разрушаются. Тут все тоже украдено, но постройки пока стоят.

Первый ангар для техники на нашем пути. Бетонный целиком. Такого типа постройка вроде бы тут была лишь одна, остальные по форме более округлые.

Заходим.

Внутри очень похоже по виду на ангары для грузовиков с ракетами, которые были на заброшенных частях ПВО возле Пробы и Первомайского. Только степень разрушенности там намного выше. Тут все цело, как ни странно. Возможно потому, что входы прикрыты воротами.  А это значит, что меньше ветра, перепадов температур, меньше разрушения от природы

Сама часть в Горавалдае упоминается в военной литературе в связи с Великой Отечественной войной. Весной аэродром в Котлах (так написано в книге Лашкевича https://history.wikireading.ru/208445 , а в других источниках пишут про Куммолово) сильно раскисал, становился непригоден, и авиационный полк перебрасывали в Гора-Валдай, откуда советская авиация осуществляла и разведку, и боевые вылеты, вступая в схватки с немецкой авиацией. А до этого , еще с 1919 года, здесь был гидроаэродром, и взлетной площадкой служило вытянутое Горавалдайское озеро. Так что место это историческое.

Интересные сведения можно прочитать на викимапии: «Гидроавиабаза Гора-Валдай являлась местом базирования не только для летающих лодок, но зимой 1942-43 г.г. здесь базировались истребители прикрытия И-16 и И-15бис, которые были поставлены на лыжи и взлетали со льда Горавалдайского озера. В отдельные периоды Гора-Валдай был местом базирования штаба всего 15-го разведывательного полка, или передового пункта управления штаба полка. »

Еще один ангар для техники. Часть металла аккуратно спилена.

Когда эта часть оказалась заброшенной, не знаю, но в 1990-е она еще была жива, так что обвинять ватникам Горбачева или Ельцина будет трудно — похоже, что она оставлена не так давно.

Этот ангар цел. Ворота закрыты, но можно открыть.

Внутри. Разрухи и мусора почти нет, случайные люди тут шастают мало, и это хорошо

Уходя, мы закрыли. И если вы будете здесь — делайте так же. Закрытые двери позволят зданию простоять подольше

Один человек на Викимапии написал, что служил где-то рядом в 2012, и их часть занималась охраной этого, уже полузаброшенного, объекта, и что тут были склады с имуществом морской авиации. Изредка они выезжали проверять, все ли тут в порядке. Но сейчас и его часть перестала существовать. Имущества, как мы видим, тут больше никакого нет.

Зато осталось много колючей проволоки

Значит, в 2012 году тут еще была минимальная жизнь. В декабре 2013 года эти места перестали быть строгой погранзоной, и обычные россияне получили возможность здесь бывать (и это хорошо). Видимо к тому моменту и завершен был процесс оставления всех ныне заброшенных частей.

Ангаров много. Немало сил вложили в оборудование этой части. И все напрасно.

Ничего не имею против того, чтоб военные объекты переставали существовать. Хоть и люблю военную историю, и воинские искусства — но нынешний мир слишком увлечен гонкой вооружений, особенно наша страна. Пусть на земле будет мир, а лишние военные объекты зарастут травой и цветами. Оружия и так с избытком хватит для защиты себя.

Но одного не понимаю: почему отнятые у населения ресурсы , вложенные во все это, так бездарно пропадают? Почему дома не передать беженцам? Почему территории и постройки не отдать кому-то бесплатно в использование? Тут можно было бы устроить шикарную студию для съемок кино или клипов. Или развлекательную зону. Или просто общежитие для беженцев, живущих в палатках. А все просто гниет и ржавеет.

Один из наших туристов назвал это здание штабом, но на Вики написано, что это казарма.

Советские постройки, в отличие от царских, обычно крайне плохого качества. И будучи оставленными, стремительно разрушаются. И этот дом проживет недолго. Внутри уже начался процесс распада.

Этот коридор — единственное, что можно фотографировать, не боясь впасть в депрессию.

А вот на втором этаже все очень плохо. Поэтому я ограничился лишь одним фото, чтоб пожалеть нервы читателей моего блога — пусть им не снятся кошмары.

Старая деревянная постройка. Наверно из числа тех, что появились еще до войны.

Странно , что еще не рухнула.

Дошли до места, где был спуск гидросамолетов. Бетонированная дорога полностью заросла мхом.

Обломки бетонного спуска.

Возвращаемся назад, чтоб сделать фотографии цилиндрических ангаров в дальнем углу воинской части. Вокруг все быстро обрастает деревьями, кое-где весьма трудно через них продираться. Природа берет свое.

Бетонные подъезды полностью покрылись мхом, их вообще не видно. И все это за считанные годы… Мир без людей очень быстро возвращается в исходное состояние

Внутри ангара.

Карнавала не будет. Электричество отключили.

За пожарную безопасность уже никто не отвечает.

Еще одна деревянная старая постройка, наверно столетней давности. Самое атмосферное место. Дул легкий ветерок, и деревянные двери открывались сами собой, скрипели и хлопали. Чем-то это напоминало фильмы Серджио Леоне про Дикий Запад.

Подпорки из нового дерева, поставили их явно недавно, несколько лет назад. Самое смешное, что едва поставив, успели часть из них спилить. Не удивлюсь, если ставили, а потом воровали, одни и те же люди. Скоро все это рухнет.

А под потолком висят красивые старомодные фонари, которые уже никогда не будут гореть.