Места Ленобласти, рассказывающие о блокаде Ленинграда

Поделиться

Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. Музеи Всеволожского района поэтапно описывают строительство и быт людей, участвовавших в спасении осаждённого города.

Предыстория

Война ступила на территорию Ленинграда 8 сентября 1941 года и длилась в течение 872 дней. Немецкая армия группы «Север» блокировали город с суши, захватив Шлиссельбург. Союзники немцев — финны заняли боевые позиции в Карельском укрепрайоне, осаждая Ленинград с севера. Город оказался отрезан от коммуникаций: железнодорожных, речных и автомобильных. Множество мирных жителей Ленинграда и Ленобласти оказались заложниками фашистов на родной земле. Один из возможных путей спасения лежал через Ладожское озеро. Военное положение вынудило людей создать спасательный маршрут, способный обеспечить осажденный город продовольствием, топливом и боеприпасами, а также позволил бы эвакуировать гражданских лиц.

Изображение: батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации. Источник — free-images.com

Спасательная нить

13 ноября 1941 года начальником тыла Ленинградского фронта Феофаном Николаевичем Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Во время проверки льда на прочность выяснилось, что через острова Зеленцы провести маршрут будет надёжнее. 22 ноября из Ленинграда двинулась первая пустая колонна из 60 полуторок, которая прибыла на следующий день на восточную сторону Ладожского озера. 24 ноября в осаждённый город уже привезли 33 тонны хлеба. С ноября 1941 по апрель 1942 года по ледовой дороге в Ленинград было доставлено 262 тысячи тонн продовольствия, а из города эвакуированы более 550 тысяч человек.

Малая дорога жизни

Но были созданы и другие пути коммуникации. Существовала «Малая дорога жизни» через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума. С ноября 1943 года через Лисий Нос были переправлены флотские и армейские силы, а летом 1944 года из Ораниенбаума было доставлено значительное количество боевой техники и двадцать две тысячи военнослужащих, которые сыграли немаловажную роль в освобождении Ленинграда.

Изображение: мобилизация войск Ленинградского военного округа летом 1941 года. Источник — free-images.com

Как появилась Дорога Победы?

В день прорыва блокадного кольца, 18 января 1943 года, Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве на освобожденной территории новой железнодорожной ветки от станции Шлиссельбург, на Ириновской железнодорожной линии, до платформы Поляны. На работы было отведено 20 дней. Болотистая и пересеченная местность были непригодны для прокладывания железнодорожных путей. Ситуация усугублялась суровыми погодными условиями: зима выдалась холодной с сильными морозами и буранами. Враг был уверен, что люди, принимающие участие в строительстве дороги и управлении поездами — смертники, выпущенные из тюремных камер. Но это не помешало построить 33-километровую дорогу в рекордно-сжатые сроки — за 17 дней. Строительство проходило под шквальным огнем с 22 января и завершилось 5 февраля 1944 года. 7 февраля поезд с продовольствием прибыл в осаждённый Ленинград. Люди плакали от радости. В связи с непрекращающимся обстрелом составы двигались по ночам, а через каждые два километра стояли «девушки-светофоры», указывающие путь. Одновременно с ж/д путём проводились работы по установке 1300-метрового низководного свайно-ледового моста. Его возвели за 12 дней. После первых перегонов поездов было принято решение о постройке однопутного железнодорожного моста через Неву, по которому мог проезжать и автотранспорт. Мост в 852 метра вошел в эксплуатацию 19 марта.

Для сохранения исторического наследия на территории Всеволожского района созданы два музея, которые передают атмосферу тех страшных дней. Музей «Дорога победы» на станции Петрокрепость и мемориальный музей «Дорога жизни» в поселке Осиновец.

Музей «Дорога победы»

Музей «Дорога победы» расположен в посёлке имени Морозова в здании вокзала станции Петрокрепость.

Названная в народе «Коридором смерти», а ныне «Дорога победы» не была зафиксирована на картах СССР. Её запрещалось снимать на фото или кинопленку. Проводимые работы были засекречены, поэтому мало что о ней известно и сейчас.

Первый локомотив, вошедший на территорию осаждённого города по «победному» пути, расположен напротив входа в музей и входит в музейный комплекс Октябрьской железной дороги.

Сам музей небольшой. Экспонатов немного. Но сотрудница музея, которая лично общалась с людьми, принимавшими участие в строительстве «Дороги победы», рассказывает о них интересные факты. В экспозиции представлены макет «Дороги победы», схемы и несколько фотографий строительства и первого состава, проекты по запланированным работам и карты, а также боеприпасы, которые использовались в ходе военных действий и предметы быта: швейная машина и маникюрные ножницы, конверты, открытки и билеты, полевая сумка, фляга и прочее. Сохранились и детские игрушки. Известно, что из около 40 автобусов, которые вывозили детей из осажденного города, примерно 10 не доехали до места назначения. Можно также увидеть сооружения, где находились «девушки-светофоры», которые во время блокады были живыми мишенями для врага.

Изображение: контроль прочности льда на «Дороге жизни, 1942. Источник — free-images.com

К 70-летию прибытия первого поезда в осаждённый Ленинград музей оснастили новым техническим оборудованием, с помощью которого можно посмотреть фильмы о военных днях.

Музей «Дорога жизни»

Мемориальный музей «Дорога жизни» расположен в поселке Осиновец. Основанный в 1972 году, является филиалом Центрального военно-морского музея. В 2015-2016 годах произошла масштабная реконструкция, в результате которой музей преобразился и приобрел вид мемориального комплекса.

На площадке возле музея можно увидеть:

  • транспортный самолет ЛИ-2 — подобные самолёты доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград;
  • автомашина ГАЗ-АА, перевозившая грузы и эвакуировавшая ленинградцев, которая была поднята со дна Ладожского озера;
  • катер Ладожской военной флотилии МО-4, являющийся участником боев на Ладоге;
  • буксир;
  • зенитные, полевые и корабельные орудия.

Основная экспозиция музея находится в двухэтажном здании с оригинальной конструкцией прямо напротив проходного пункта. Многие посетители гадают, что подразумевали архитекторы при строительстве здания необычной формы. Кто-то видит ледяную ладожскую глыбу, другие считают, что это нос корабля.

В главном здании представлено большое количество экспонатов: интерактивные карты, макеты, плакаты и картины, оружие, которое изготавливали в Ленинграде во время блокады, приборы и модели кораблей, обмундирование и водолазный костюм, а также предметы обихода.

Экспозиция музея восстанавливает полную хронологию событий: о блокаде Ленинграда, первой и второй навигации, создании ледовой дороги, о том, как упорное сопротивление со стороны русского народа не позволило врагу ни войти в город, ни продвинуться вдоль берегов Ладоги, чтобы отрезать его от «Дороги жизни».

В павильоне администрации имеется:

  • симулятор «Полуторки» — в кабине грузового автомобиля можно отправиться в виртуальный рейс по ледовой дороге, где вокруг поджидают полыньи и обстрел врагов;
  • интерактивный стрелковый тир, где можно пострелять из пистолета Макарова и автомата Калашникова, при выполнении миссии;
  • конференц-зал;
  • интернет-кафе;
  • мультимедийная система.

Осиновецкий маяк

Недалеко от музея «Дорога жизни» расположен действующий с апреля по ноябрь Осиновецкий маяк — важный ориентир для навигации в военный период.

Ладожское озеро стало связующим звеном между блокадным Ленинградом и Большой землёй. Существовал и воздушный путь, но он мог только частично облегчить жизнь в о опоясанном блокадой городе. Осиновецкий порт принял несколько сотен тысяч тонн различных грузов для осаждённого Города-Героя. Свыше полумиллиона человек было вывезено из Ленинграда при эвакуации водным путём.

Маяк до сих пор является действующим. Территория вокруг огорожена, но не охраняется. На нем около 23 лет отработал самый старый маячник России — Сергей Шулятьев. Также маяк входит в десятку самых высоких маяков мира.

Строительство маяка проходило с 1905 по 1910 года. Возведение затянулось из-за неожиданного разорения первого подрядчика. Браться за столь сложное сооружение желающих не нашлось, поэтому дельнейшие работы проводились на бюджетные деньги.

70-метровый маяк возвышается над уровнем Ладожского озера на 74 метра, учитывая расположение ламп. Количество ступеней винтовой лестницы, по которой можно забраться на самый верх, равно дням в високосном году — 366. Его свет можно заметить на расстоянии в 40 километров. Периодичность мигания ламп составляет четыре секунды.

Изображение: снятие блокады Ленинграда. Табличка на стене гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Источник — free-images.com

Шлиссельбургская крепость Орешек

Не последнюю роль в блокаде Ленинграда сыграла крепость Орешек. Небольшой гарнизон смог в течение пятиста дней удерживать Шлиссельбург от захвата, тем самым защищая «Дорогу жизни», по который вывозили людей из осажденного города.

Крепость Орешек расположена на 24 километре от Северной столицы, в истоке Невы от Ладожского озера. Старинная русская крепость 1323 года основания несколько раз меняла владельцев: от русских к шведам и обратно. В 1702 году стала тюрьмой для политических преступников. Первыми заключёнными были сестра Петра I Мария Алексеевна, а потом его первая жена Евдокия Лопухина. Изначально крепость имела 10 башен, шесть из которых сохранились до наших дней.