День Победы — это особенный день. В нём есть место и радости от победы над врагом, и грусти от трагических событий военного времени и их последствий. Этот праздник помогает нам помнить о наших близких и чтить историю Родины. Но как объяснить ребёнку всю многогранную значимость события? Нужно ли говорить о том, какую высокую цену пришлось заплатить за победу? Какие примеры использовать, чтобы заинтересовать детей? На эти вопросы отвечает ivbg вместе с семейным психологом Вероникой Кирилловой.
Почему нужно осознанно подойти к рассказу ребёнку о Дне Победы?
«Уходят люди - свидетели страшной войны. Стирается память, забываются события, а их ценность теряется. Опыт, накопленный прабабушками и прадедушками, кажется нам неактуальным. Необходимо снова и снова рассказывать о героях ушедших дней. Вдохновляться их желанием жить, ценить жизнь, желанием мирного неба для своих детей и внуков. Передавать эту память следующим поколениям», - считает психолог Вероника Кириллова.
Дети лучше воспринимают информацию через визуализацию. А в последние годы 9 мая ассоциируется у ребят с салютом, маршем, большим количеством военной техники и людей в форме. То есть напоминает обычный утренник с тематическим антуражем.
«В моем детстве, накануне 9 мая в школу приходили ветераны войны. Мы с ребятами их очень ждали, задавали много вопросов о жизни в то время. Меня тогда удивляло, почему ветераны сами ничего не рассказывают, а на вопросы отвечают немногословно, с грустью. Сейчас я понимаю, что для нас школьников это было развлечением, а для людей прошедших войну воспоминания были в тягость. Их хотелось поскорее забыть», - поделилась специалист.
Это приводит к тому, что значимое событие приобретает элементы отдаленного эха. Учитывая, что дети - наше будущее, а будущее невозможно без прошлого, ребёнка нужно ввести не только в атмосферу празднования, но и показать ему глубинный смысл Победы. Делать это следует осторожно, чтобы не травмировать хрупкую детскую психику.
«Рассказывать детям про День Победы можно с пяти-шести лет. В этом возрасте они уже могут понять, представить и запомнить события, происходившие в прошлом».
Как это правильно сделать?
Многие родители, когда начинают говорить о Великой Отечественной войне, не знают, что стоит упомянуть, а о чём лучше умолчать. По мнению эксперта, дети будут более заинтересованы в теме, если она связана с их семьёй.
Покажите старые фотографии родственников-героев и расскажите о них. Однако упоминать следует не только о подвигах и заслугах, но и о голоде и потерях. Дозируйте информацию в зависимости от возраста ребёнка и его восприимчивости.
«Лучше начинать рассказ об исторических событиях на примере истории своей семьи, о жизни прабабушек и прадедушек в довоенное, военное и послевоенное время. Подкрепляя рассказы изучением фотографий. Конечно, не стоит вдаваться в подробности страшных испытаний, выпавших на их долю. Следует сделать акцент на их стойкости, самоотверженности, героизме, мужестве, бесконечной вере в Победу и справедливость», - рекомендует психолог.
Важно, чтобы информация о войне подавалась ритмично: рассказ о героических подвигах должен чередоваться с повествованием о лишениях. Это поможет избежать неправильного восприятия.
Хорошими помощниками станут наглядные примеры из детской литературы о войне и фильмов. Например, дошкольники могут посмотреть такие киноленты, как «Сестрёнка» и «Крик тишины», которые помогут им лучше понять значимость Победы.
«Если время стёрло всю информацию о подвигах предков, то можно обратиться к книгам. Очень интересно почитать вместе публикации, в которых школьники пишут о своих родных, прошедших войну, о тружениках тыла. Для детей подросткового возраста подходят конкурсы на тему »Победы в Великой Отечественной войне,« такой формат привлекает внимание ребят к трагическим событиям прошлых лет».
Как развивать интерес к теме у ребёнка?
Вероника Кириллова считает, что с взрослением ребёнка стоит добавлять больше информации, соответствующей его возрасту.
«Можно посещать разнообразные музеи, интерактивные экспозиции, смотреть советские и современные фильмы. Но необходимо учитывать восприятие детей разного возраста и подбирать наиболее подходящие. Разговаривая с детьми о Дне Победы, обсуждая события минувших лет, мы сможем предотвратить повторения этих трагических событий в истории нашей страны».
А участие в акциях «Бессмертный полк» и «Сад памяти» добавят детям энтузиазма за счёт личной вовлеченности в процесс.
В День Победы можно подойти с ребёнком к ветеранам, чтобы он мог лично задать интересующие его вопросы и выразить свои эмоции в благодарности.
Ранее мы писали, что опубликована программа ключевых событий празднования 80-й годовщины Победы в Ленобласти.