Нынешним утром появилась информация, что из аэропорта Пулково массово задерживаются рейсы в Москву. Рассказываем, какие права есть у пассажиров, если запланированный полёт перенесли на другое время.
В «двух словах» о главном
Задержкой рейса считается прерывание воздушной перевозки по вине перевозчика или вынужденный простой самолёта при отправке и/или запоздание во время полёта.
Среди основных причин задержек выделяют: технические неисправности, плохие погодные условия и позднее прибытие воздушного судна. Если рейс задерживается, отсчёт времени ожидания начинается с указанного в билете времени отправления.
Какие бесплатные услуги доступны пассажирам при задержке рейса?
Если рейс задерживается, пассажиры имеют право на бесплатные дополнительные услуги, которые обязана предоставить авиакомпания-перевозчик (п. 99 Федеральных авиационных правил - прим.ред). Среди них:
- хранение багажа;
- комната матери и ребёнка для пассажиров с детьми до семи лет;
- прохладительные напитки, два телефонных звонка или два сообщения электронной почтой, если ожидание рейса превышает два часа;
- горячее питание при задержке рейса более четырех часов.
Если задержка продолжается, питание предоставляется каждые шесть часов днем и каждые восемь часов ночью. В случае ожидания более восьми часов днем или шести часов ночью, пассажирам предоставляют бесплатное проживание в гостинице, а также трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно.
Какую ответственность несёт авиакомпания?
С 1 апреля 2024 года за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчиков обязали выплачивать пассажиру компенсацию. Размер штрафа составляет 100 рублей за каждый час опоздания. При этом максимальная сумма не может превышать 50% от стоимости билета.
Однако штраф не назначают, если задержка произошла из-за устранения технических неисправностей, погодных условий, угрожающих безопасности пассажиров, или в результате угрозы безопасности полета.
Отмечается, что новые правила касаются только внутренних рейсов. На зарубежных ответственность перевозчика определяется международными договорами. Например, если применяется Монреальская конвенция, максимальная сумма компенсации - 4 150 специальных прав заимствования.
Монреальская конвенция действует в случаях, когда:
- пункты отправления и назначения находятся в разных странах-участницах;
- оба пункта находятся в одной стране-участнице, даже если есть остановка в другой стране, не входящей в конвенцию.
Что с правами пассажира при задержке рейса?
Если рейс задерживается, у пассажира законом установлены соответствующие права, которыми он может воспользоваться.
Во-первых, путешественник может отказаться от полёта. Такой отказ считается вынужденным, поэтому авиакомпания обязана вернуть деньги даже за невозвратный билет.
Во-вторых, пассажир вправе потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда. К примеру, если из-за задержки сорвались оплаченные экскурсии или человек опоздал на поезд, можно добиться возмещения расходов. Для этого следует подать авиакомпании претензию с документами, подтверждающими убытки. Такие заявления принимают в аэропорту вылета или прибытия. При внутренних рейсах это нужно сделать в течение шести месяцев после задержки. Срок отсчитывается с того дня, когда произошла задержка рейса. Авиакомпания должна рассмотреть жалобу в течение 30 дней. Если перевозчик отказывается удовлетворить требования добровольно, можно подать иск в суд. Важно помнить, что общий срок исковой давности составляет три года.
В-третьих, пассажир может запросить штраф за задержку. Про него мы писали выше. Для оформления компенсации пассажир должен подать заявление в авиакомпанию.
Ранее мы писали, что на рейсе из Петербурга в Москву возникли проблемы с питанием.