1

В чем суть?

Турист вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристического продукта в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, сумма, подлежащая возврату туристу, зависит от размера денежных средств, переведенных туроператором поставщикам услуг на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше турист обратится с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.

2

Какие основания для возврата стоимости существуют?

Законодательством РФ о туристической деятельности предусмотрены следующие основания для возврата полной стоимости туристической путевки:

1. Возникновение стихийных бедствий, народных волнений и иных обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха. МИД России и Ростуризм публикуют на официальных сайтах официальные сообщения с констатацией угрозы в стране временного пребывания и с просьбой воздержаться от поездок в проблемные регионы.При отказе от туристической путевки по этому основанию, если данная информация опубликована на официальных сайтах вышеуказанных органов, вам вернут полную стоимость туристической путевки вне зависимости от фактических расходов туроператора.

2. Банкротство туроператора. В этом случае обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию. Вам необходимо предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения. Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней после дня получения вышеуказанного требования.

Примечание. Оперативную информацию о порядке обращений в случае банкротства туроператора можно получить на официальном сайте туроператора и сайте Федерального агентства по туризму.

3

Куда обращаться для возврата денег?

Для возврата денежных средств за туристическую путевку и расторжения договора о реализации туристического продукта необходимо обратиться в турфирму по месту приобретения тура с письменным заявлением о расторжении договора о реализации туристического продукта.

Образец заявления можно скачать здесь

Турфирмы в договорах могут обуславливать штрафные санкции за отказ от путевки по своей инициативе. Такие требования противоречат законодательству. Согласно закону штраф либо неустойка – это мера ответственности сторон за нарушение своих обязательств, а право отказа туриста от выполнения условий договора предусмотрено законодательством. Исходя из этого, отказ нарушением условий договора не является, и санкции недопустимы.

4

А если турфирма говорит нет?

Если турфирма не возвращает полную стоимость путевки — она обязана предоставить вам документальное подтверждение понесенных ею фактических затрат (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и т.д.) на дату отказа от тура.

Адвокат Кирилл Бушуров: «Обратите внимание! Непредоставление указанной информации, равно как предоставление недостоверной и (или) необоснованной информации, означает нарушение соответствующих прав потребителя и возможность наступления имущественной ответственности туроператора».

5

Через суд тоже реально?

В случае неудовлетворения ваших требований в досудебном порядке вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Действуйте по схеме:

  1. Подготовьте исковое заявление о расторжении договора и возврате стоимости тура, а также необходимые документы.

В исковом заявлении необходимо указать требования, обстоятельства, на которых они основаны, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Следует учитывать, что помимо взыскания суммы денежных средств, уплаченных за туристическую путевку, вы вправе дополнительно потребовать компенсации морального вреда.

Для грамотного составления искового заявления рекомендуем обратиться к адвокату.

Адвокат Кирилл Бушуров: «Как правило, размер присуждаемой судом компенсации морального вреда составляет от 2000 до 10 000 рублей».

К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

— договор о реализации туристического продукта;

— заявку на бронирование;

— документы, подтверждающие оплату туристического продукта;

— документ, подтверждающий обращение к туроператору/турагенту в досудебном порядке. В случае направления документа по почте необходимо приложить почтовую квитанцию об отправке либо почтовое уведомление о вручении;

— документ, свидетельствующий об отказе туроператора/турагента осуществить возврат денежных средств;

— расчет суммы иска;

— копии искового заявления с приложениями по количеству ответчиков.

Принимая во внимание, что к отношениям, вытекающим из договора о реализации туристического продукта, применяются нормы законодательства о защите прав потребителей, при подаче иска госпошлина не уплачивается, если цена иска не превышает 1 000 000 руб.

  1. Подайте исковое заявление и необходимые документы в суд и примите участие в судебном заседании.

Иск может быть предъявлен по выбору истца по месту нахождения ответчика (турфирмы), по месту жительства туриста (потребителя) либо по месту заключения или исполнения договора.

После принятия заявления судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела.

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены ответчиком добровольно, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Помните: для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь.

В следующих выпусках мы расскажем о том, что делать при задержке рейса, а также можно ли получить компенсацию в случае замены отеля туроператором в одностороннем порядке.

Партнер проекта Адвокатское бюро «Бушуров и партнеры»