Поделиться

Ivbg.ru продолжает цикл публикаций об утраченных достопримечательностях Выборга. На этот раз речь пойдет о разводном мосте, который прежде находился на месте современного неразводного Крепостного моста.

Фото: https://raskalov-vit.livejournal.com/112170.html

Выборгский замок первоначально сообщался с берегами пролива посредством двух подъёмных мостов. Первый прямой мост, расположенный на месте современного Крепостного моста, был построен в XVI веке. Мост получил название Абовский, так как от этого моста начиналась дорога от Выборга до города Або, являвшегося тогда административным центром Финляндии.

В 1856 году в связи с началом судоходства по Сайменскому каналу мост был реконструирован. Первый пролёт моста со стороны юго-восточного берега пролива был сделан разводным. Разводной пролёт откатывался в сторону юго-восточного берега пролива, освобождая проход для судов.

1885 год. Фотография из ЦГАКФФД СПб

В 1888 г. деревянную свайную часть моста частично заменили дамбой. В 1895 году был реконструирован разводной пролёт моста. Вместо откатного разводного пролёта был сооружён поворотный.

Новый разводной пролёт разворачивался в горизонтальной плоскости на центральной опоре, освобождая для судоходства два пролёта по бокам от опоры. Таким образом, при разводке моста под ним одновременно могли проходить суда в двух направлениях навстречу друг другу.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15574/97833783.1112/0_16bd8f_16f9ec3a_XXXL.png

В 1912-м году в Выборге открылось трамвайное движение. По Абовскому мосту были проложены трамваайные пути, которые пролежали до его перестройки в 1979 – 1980 годах.

Разводка моста осуществлялась вручную. На центральной опоре моста находилось неподвижное зубчатое колесо в виде огромной шестеренки диаметром примерно 4-5 метров. С ним сцеплялась малая шестеренка, вертикальная ось которой через хомуты была жестко прикреплена к разводному пролету. Эта ось проходила вверх до проезжей части разводного пролета, где имелся маленький люк. Верхняя часть оси была обработана в виде четырехгранника. Через люк вставлялся Т-образный ключ высотой примерно 1,5 м и плечами по 1 метру. Помимо центральной оси пролет опирался роликами на большую шестерню. С помощью данного механизма разводной пролёт приводился в движение. Весь пролет был настолько хорошо отцентрован и все движущиеся части смазаны, что не составляло особого труда привести его в действие.

В советский период мост стал называться Крепостным.

Между 1944-м и 1968-м годом Сайменский канал не работал и регулярного движения судов через Замковый пролив не было. Однако, разовые проводки судов из Выборгского залива в Защитную бухту иногда совершались и Крепостной мост время от времени разводился.
Во время реконструкции Сайменского канала возникла необходимость провести в Защитную бухту земсняряды и баржи для перевозки грунта. И суда можно было провести только через Замковый пролив. Эти суда не могли пройти через разводной пролёт Крепостного моста из-за больших габаритов по ширине. Проводка судов была осуществлена через разобранную часть Крепостного моста и углублённый пролив с северо-запада от Выборгского замка, и далее через разводные пролёты Петровского и Финляндского железнодорожного мостов.

В 1979 – 1980 годах Крепостной мост был полностью перестроен. Судоходство через Замковый пролив к тому времени уже полностью прекратилось, и разводной пролёт на новом мосту уже предусмотрен не был.

Фото: http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/35721275.89/0_8ab45_7d978395_XL.jpg

Единственным напоминанием о том, что Крепостной мост когда-то был разводным, осталась сохранившаяся массивная каменная центральная опора, на которую когда-то опирался разводной пролёт. Правда, в качестве опоры моста она уже не используется.

Источник: saimaankanava.info