1
Пару практических советов на тот случай, если вас обманул туроператор. Например, заменил вам отель в одностороннем порядке.
Это важно?
Информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, является существенным условием договора оказания туристских услуг. Это условие не может быть изменено туроператором без согласия туриста.
Адвокат Кирилл Бушуров: Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Туроператор несет предусмотренную законодательством ответственность перед туристами за ненадлежащее оказание услуг, входящих в состав туристского продукта, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
2
Если отель сменили до начала поездки
В этом случае турист вправе:
— отказаться от поездки, расторгнув договор о реализации туристского продукта в одностороннем порядке, и направить претензию с требованием вернуть денежные средства и полностью возместить убытки в связи с существенными отступлениями от условий договора.
Адвокат Кирилл Бушуров: Обратите внимание! В данном случае договор расторгается не в силу одностороннего отказа одной из сторон, а ввиду существенного нарушения условий договора туроператором, при этом фактических расходов, связанных с выполнением договора с первоначальными условиями, не возникает, поэтому при отказе от договора по данному основанию турист не обязан компенсировать туроператору фактические расходы.
— совершить путешествие на предложенных условиях и в последующем предъявить требование о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта либо о предоставлении дополнительных услуг.
3
Если поселили в другой отель по прибытии
В этом случае турист вправе:
— потребовать полностью возместить убытки, в том числе оплатить проживание в другом отеле;
— заселиться в предложенный отель и потребовать соразмерного уменьшения цены путевки, то есть возместить разницу в стоимости номеров в отеле;
— направить требование туроператору о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков — то есть переселении в отель, предусмотренный договором.
На случай возможных судебных споров необходимо собрать максимальное количество документов в подтверждение своих требований. Это могут быть: фотографии фактически предложенного средства размещения; справка (акт, претензия) или иной документ, свидетельствующий о факте заселения в отель соответствующей категории, подписанный представителем принимающей стороны; видеофиксация отказа сотрудников отеля или принимающей стороны от предоставления справки или выписки о несоответствии категории отеля; описание отелей в интернете и в каталогах; буклеты из отелей с указанием категории отеля (количества «звезд»); свидетельские показания.
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора, то есть с момента окончания поездки, и должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня получения претензий.
Направить претензии и требования необходимо таким способом, который позволял бы зафиксировать время получения претензии туроператором. Это может быть вручение претензии под подпись, заказное письмо с уведомлением о вручении, телеграмма.
4
Что делать, если дошло до суда?
В случае неудовлетворения требований в предусмотренный законом 10-дневный срок турист вправе обратиться в суд с исковым заявлением и дополнительно к компенсации ущерба потребовать выплаты:
— неустойки за каждый день просрочки в размере 3%, но не больше разницы в стоимости отелей;
— уплаты штрафа в размере 50% от общей суммы, присужденной судом в связи с неудовлетворением требований добровольно;
— компенсации морального вреда.
Партнер проекта Адвокатское бюро «Бушуров и партнеры»