Поделиться

О Марине Витальевне Петровной можно писать хоть каждый день. Поводов для этого достаточно:

  • мама российского автогонщика, первого российского пилота Формулы 1 Виталия Петрова, и композитора, музыканта Сергея Петрова;
  • талантливый руководитель автономного учреждения «Детские оздоровительные лагеря», 26 лет она посвятила оздоровлению детей Выборгского района,
  • замечательный учитель, наставник, за которым её воспитанники готовы пойти хоть на край света…

Это только общеизвестные факты, а сколько еще за кадром! За всеми казенными статусами кроется большая человеческая душа! Коллеги, друзья, родственники ценят в ней отзывчивость, искренность, доброту и даже меж собой называют «Мать Тереза». Она неравнодушна, жизнерадостна, любит людей, которые её окружают, отзывается на первый клич о помощи. Марина Витальевна из тех людей, которые не принимают, а отдают… Всё, что она делает – созидательно! Потому что ей не важна материальная сторона вопроса. Она занимается только тем, что ей интересно и в каждое дело вкладывает душу. Собственно, поэтому такие результаты в профессиональной деятельности, такая любовь и уважение людей, которые с ней рядом.

Поводом для этого разговора стала её новая должность.
С 5 июля Марина Витальевна Петрова директор выборгской гимназии.

В декабре 2011 года Марина Витальевна Петрова по личным причинам ушла из гимназии, проработав там заместителем директора по воспитательной работе много лет. Это было ударом для её воспитанников, родителей гимназистов. Дети писали ей письма, звонили и не переставали верить в возвращение. Собственно, именно тогда она поняла, насколько важна и нужна этому учебному заведению.

— Марина Витальевна, как Вы восприняли предложение возглавить гимназию?

— Я откровенный человек и скажу честно. Я никогда не стремилась быть директором. И сейчас испытываю в некоторой степени чувство неловкости. Если бы я не знала о том, что педагогический коллектив писал письмо с прошением о моей кандидатуре, если бы родители гимназистов не просили меня, если бы дети так не ждали, и глава администрации не возлагал бы такие надежды, отказалась бы по этическим соображениям.

— Чувство неловкости по отношению к Людмиле Петровне Тумашовой?

— Да. 18 лет мы дружим. Нам было комфортно работать, комфортно общаться, комфортно отдыхать. Я у неё многому научилась. Она суперруководитель, очень сильный учитель. Её уроки — это песня, иначе не скажешь! Очень интересный человек. И я всегда буду о ней говорить уважительно. И сохраню те замечательные традиции, которые появились по её инициативе: День гимназиста, а на следующий день выходной, чтобы съездить в лицей; научно-практическая конференция, Пушкинские дни… Мы будем чтить всё это, с этими традициями сложилась, состоялась гимназия, как одно из лучших учебных заведений.

— Марина Витальевна, каждый руководитель собирает вокруг себя команду единомышленников. И это нормально. Чтобы был результат должно быть доверие. В связи с этим будут ли какие-то перестановки в «аппарате» гимназии?

— Нет! Я знаю этих людей много лет. Безоговорочно доверяю. Мне с ними комфортно работать. Поэтому никаких перестановок не будет. У нас очень сильный педагогический коллектив. Но я очень хочу, чтобы к нам пришли и молодые специалисты…

— В работе Вы даете право на ошибку?

— Как говорится: кто не ошибается, тот не работает. В нашем коллективе есть профессионалы, которые всегда помогут… Вообще я очень лояльный человек. Но когда того требует ситуация, могу быть и требовательной, и строгой.

— Что важно для того, чтобы стать хорошим руководителем?

— Человеческий фактор. Нужно уважать людей, находить время разговаривать с ними, помогать в решении проблем. Когда вкладываешь в дело душу, веришь в людей, у них появляется еще большая ответственность за общий результат.

— Вас пугает что-нибудь в новой должности, или Вы уверенно вступаете в неё?

— Пугает ответственность! Мне доверяет глава, в меня верят коллеги, радуются моему назначению дети и родители. Я сейчас должна не только сохранить коллектив, но и идти вперед, подниматься выше. Очень хочется, чтобы гимназия преобразилась во всех смыслах. В учебном заведении давно не было ремонта, и вот сейчас я активно начала работу именно с этого вопроса.

— Вы посвятили гимназии много лет, знаете коллектив, потенциал. Конечно, всё получится!

Я не мечтательница. И в чудеса не верю! Каждый кузнец своего счастья!

—  Да, в гимназии я давно, успела выпустить три класса. Работала заместителем директора по воспитательной работе.
Я знаю, что еще рассматривалась на должность директора Ольга Геннадьевна Домнина. Прекрасный человек. Я сама уговаривала её согласиться. Если бы учебное заведение возглавила она, я бы очень порадовалась. Вообще, у нас замечательный коллектив. И отношения строятся на доверии, уважении, взаимопонимании.

— Вы не жалеете, что столько лет посвятили именно этому учебному заведению?

— Нет! Вообще я всегда рядом со своими родными детьми. Для меня это важно! Когда они ходили в ясли, я работала нянечкой в дошкольном учреждении, которое они посещали, потом школа, и я снова была рядом. Помню, захожу в кабинет к Людмиле Петровне с Виталием (мы переводили его из шестой школы), директор нас приняла и говорит: «А Вы не хотите к нам классной дамой?» Я согласилась! И затянуло…

— А дома, как восприняли Ваше решение возглавить гимназию?

— У меня замечательная семья. Дети всегда меня понимают. И Виталий, и Сергей тоже ведь выпускники гимназии. Они ничего особого не сказали. Но я думаю, если бы они осуждали мое решение, то не промолчали бы. С мужем мы поговорили, конечно, он был не в восторге, но в итоге сумел понять… Но знаете, многие задают мне вопрос: зачем?

— А, действительно! Зачем? У Вас же есть лагеря!

Если бы я поймала золотую рыбку, для себя попросила бы только внуков. Мечтаю понянчиться, пока есть силы. Второе желание — чтобы все в нашей стране жили достойно. Чтобы старики не голодали, дети росли в нормальных условиях…
— Да, им я посвятила 26 лет жизни! В гимназии я была совместителем, а лагеря — это как раз основная работа. У меня всё там выстроено. Начинали с одного лагеря, сегодня в моем подчинении 6 лагерей. В этом году мы стали автономным учреждением. Сейчас лагеря стремительно развиваются. Появилось хорошее финансирование. Только стали достойное внимание уделять детству, оздоровлению… Конечно, мне жаль! Я вложила в это дело всю душу. Но я не расстаюсь с лагерями. Как председатель наблюдательного совета я вправе контролировать деятельность, принимать решения… В совет входят 6 человек: представители администрации, общественности. Бразды правления я передаю своему заместителю Александру Можаеву. За годы совместной работы он проявил себя, как надежный человек, ответственный. Кроме того, он мужчина. У него всё четко, по полочкам. Он согласился на эту должность только при условии, что я буду курировать лагеря. Так что буду работать на два фронта.

— Только на два? Ваш бывший 7 класс надеется, что Вы вернетесь к ним классным руководителем.

— Я своих детей не смогу оставить! Они очень переживали, когда я ушла. Любой директор имеет право иметь 9 часов. Я оставлю себе классное руководство.

— Ваши воспитанники называют Вас другом. Это ценно! Не просто в наше время войти в доверие к молодежи. У Вас же получается ладить и с большими, и с маленькими.

— Я очень люблю людей. Я открыта для любого общения. Дети всё чувствуют, их не обманешь. Мне приятно, что мои выпускники после окончания школы возвращаются ко мне, скучают, организуют встречи. Значит, я делала всё правильно!

— Гимназист — это кто?..

— Прежде всего хороший человек! Не люблю статусы! Важно, чтобы наши дети были порядочными, отзывчивыми. Тогда они состоятся!

— Как Вас только на всё хватает! Лагеря, гимназия, классное руководство…

— Когда делаешь с любовью и душой — всегда всё получается. Вы же понимаете, что материальный вопрос меня не волнует. Я занимаюсь тем, что мне интересно, работаю с теми, кого люблю. У меня нет врагов. Может, меня, конечно, кто-то врагом считает… Но я никого! У меня много друзей. И я в них уверенна.

— Но завистники–то наверняка есть?

— Среди моих друзей нет.

— Марина Витальевна, быть педагогом – это Ваша мечта? Или это случайность?

— Да, это мечта! После школы я хотела пойти учиться на учителя в Лисий нос (поселок под Санкт-Петербургом), но папа не отпустил меня так далеко! Я была высокая, видная девушка, и отец очень волновался. В результате я выучилась на повара… Но хочу сказать, судьба всё равно вывела меня на нужную дорогу. Когда родился Виталий, я, как уже говорила, работала в яслях, потом мы стали ездить в лагеря. Муж тренировал детей по футболу, и я нашла себе там применение. Вообще у моего папы мать, т.е. моя бабушка, была учителем, так что всё не просто так…

— Вы удачливый человек?

— Всё хорошее, что есть в моей жизни — это результат добросовестного труда. Я с 17 лет работала. Родив первого сына, просидела всего полтора года и пошла на работу. Многому научил меня папа. Он у меня был военный.

— Военный человек. Строгая дисциплина. Тогда понятно, откуда такая решительность, целеустремленность, ответственность. Вы папина дочка?

У меня нет врагов. Может меня, конечно, кто-то врагом считает… Но я никого! У меня много друзей. И я в них уверенна.
— Абсолютно! Он был сильный человек! У него было две сестры, его мама 7 лет пролежала парализованная. Он ухаживал за ней и, будучи молодым лейтенантиком, сумел выучить двух сестренок. Одна стала главным детским педиатром города, другая стала директором школы. У папы всё было четко. Он жил по расписанию. Был очень порядочный человек, строгих правил. Помню, он приходил домой в 17 часов. И к этому времени его должен был ждать ужин. Если я забывала приготовить, он сам сообразит что-нибудь на скорую руку, но ужинать второй раз уже ни за что не станет. При этом никогда не ругался, только посмотрит так, что взгляда было достаточно… А когда я была уже замужем, и все у нас было хорошо, мы жили обеспечено, он всё равно придет, в карман мне положит 1000 р., скажет: «Заначка!» Он считал своим долгом заботиться обо мне, даже когда в материальной поддержке со стороны родителей я уже не нуждалась. Отцовский долг – помогать детям в любой ситуации…

— А Вы мама строгая для своих сыновей?

— У меня очень доверительные отношения с сыновьями. Я их никогда не ругаю. Не люблю пилить. Мы в семье очень бережно относимся друг к другу. Кстати, Виталика мы назвали в честь моего папы. Сережу — в честь нашего с мужем общего друга.

— Марина Витальевна, а в судьбу Вы верите?

— Однозначно, что-то там есть! Но раз нам дано здесь быть, я считаю, необходимо самому прикладывать какие-то усилия, чтобы чего-то добиться.

— Вы не мечтательница?

— Я не понимаю, как это лежать, смотреть в потолок и мечтать, придумывать себе что-то! И в чудеса, наверное, не верю! Я сама кузнец своего счастья!

— Вы счастливы в профессии, в семье… И всё-таки интересно спросить, если бы поймали золотую рыбку, о чем бы её попросили?

— О внуках! У меня столько крестников, я забочусь о них! А хочется уже и с внуками нянчиться, пока есть силы. О внучке мечтаю. Мы с мужем думали, если родиться девочка, назовем её в честь мамы Александра Петровича – Катенькой…
Это единственное, пожалуй, чтобы я попросила для себя. Второе желание — чтобы все в нашей стране жили достойно. Чтобы старики не голодали, дети росли в нормальных условиях…

04
06
07
08
17
21

— Вы любите страну, в которой живете?

— Да! Ни за что, никуда и никогда бы не уехала. Меня хватает только на две недели. И, кстати, сыновей тоже все время тянет домой.

— Марина Витальевна, большая человеческая душа — это огромный труд. Откуда Вы черпаете вдохновение?

— Меня вдохновляет вода, озеро. Люблю смотреть на воду! Не могу без бани. Если неделю не побываю там, жизнь прошла зря. Люблю посидеть в парилке. Уединения я не ищу, наоборот, вокруг меня должны быть люди, тогда мне хорошо.

— Какие бы строки выбрали в качестве эпиграфа к своей жизни?

— Живет лишь тот, кто не для одного себя живет… Так говорил Менандр.