Поделиться

В рамках популяризации объектов культурного наследия в Выборге организована серия круглых столов «Реставрация от первого лица». Эксперты здесь обсуждают вопросы использования объектов, их текущее состояние, содержание, археологию и перспективы реставрации.

На очередной встрече предметами обсуждения стали дома на Выборгской 8 и 10.

В мае прошел аукцион на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом купеческой гильдии, XVI в. и жилой дом, XVI в» по адресу ул. Выборгская, 8 и дома номер 10 со стартовой ценой 5,5 млн рублей, 4,95 – цена контракта. Аукцион выиграла компания «Рест-Арт». Компания уже работала на реставрации нескольких объектов «Эрмитажа» – это их основной заказчик, новгородского Кремля. Основной вид деятельность – проектные разработки любых видов. Но компания входит в состав холдинга, имеющего лицензии и на строительство, и на иные реставрационные работы. Компания «Музейные технологии», которые занимались реставрацией части рухнувшей стены Выборгского замка, также входят в этот холдинг. Так что, можно сказать, что организация не первый раз работает в Выборге.

Это — первая встреча по объектам — ознакомительная, для предварительного обсуждения будущих решений. Вторая – для обсуждения готового проекта реставрации.

Дом №8 на ул. Выборгской, более известный, как Дом купеческой гильдии, и дом №10 – памятники федерального значения. В 2012 году они переданы в собственность Ленобласти, а в 2014 – закреплены за Музейным агентством. Позже был создан Выборгский музей-заповедник, в ведение которого были переданы оба здания.

— Когда закрепление произошло, мы инициировали проверку комитета управления государственным имуществом. Мы зафиксировали, в каком состоянии нам эти памятники передали. После этого прошел конкурс на проектирование ремонтно-реставрационных работ, победителем которого стала компания «Рест-Арт». Мы провели научно-методический совет в музее, чтобы обсудить наше видение дальнейшей работы с этими памятниками. И так как положение одного из них весьма специфическое – он изолировано находится на охраняемой территории Ленэнерго – было важно определить, как мы планируем их дальнейшее использование. Выборгская, 10 точно не подходит для организации экспозиции в классическом виде, Выборгская, 8 тоже. Скорее всего — как площадка для интерактивных выставок, образовательной деятельности. Если получится согласовать с администрацией Выборгского района, возможно, будем задействовать и территорию вокруг Дома купеческой гильдии. Это важно и для проектировщика, чтобы проект разрабатывался под будущее использование памятника, — рассказал директор Выборгского музея-заповедника Владимир Цой.

— Это уже стало традицией, когда проектировщики, которые выигрывают тендеры на наши объекты, первым делом приходят знакомиться с нами и максимально стараются учесть будущее памятника с нашей точки зрения. На данный момент уже проведен ряд предпроектных работ, в частности археологические исследования. Хочу отметить, что в данном случае археологические исследования дали нам новые сведения о датировке создания памятника. Это важно в целом и для понимания истории города. Это два из четырех сохранившихся каменных домов на территории города, которые ранее датировались 14-16 веками. Это тема отдельного разговора, но забегая вперед, могу сказать, что дома были построены, видимо, в начале 17 века – гораздо позже, чем это предполагалось, что, в свою очередь, меняет представление о градостроительной истории нашего города. Это маленький, но важный кирпичик в истории Выборга, — заместитель директора Выборгского музея Александр Смирнов.

Планами на здания поделился руководитель проектного отдела «Рест-Арта» Павел Михайленко.

— Все наши решения так или иначе зависят от учреждения, который этим памятником пользуется. Они привносят большой вклад в то, что мы делаем. В частности, новые сведения по датировке памятника несколько меняют проект реставрации, который будет сделан. Проведен большой объем инженерных изысканий, научно-технологических и археологических исследований. Все это маленькие кирпичики, которые лягут в основу нашего проекта. Мы оставляем дом в первоначальном виде, как он был после последней реставрации, в которой участвовала Ирэн Хаустова. Планируем реставрацию внутренней отделки, кровли, делаем гидроизоляцию. Если музею выделят прилегающую территорию, будем делать благоустройство. По поводу дома №10, поскольку реставрация как таковая там не производилась практически, мы, вероятно, будем понижать уровень земной поверхности до уровня найденной отмостки, чтобы показать, какая она была в то время. Поскольку территория вокруг не принадлежит памятнику, а является собственностью Ленэнерго, сильно срезать слой земли мы не сможем. По крайней мере, есть понимание, как в итоге все должно быть. И через месяц полтора мы будем готовы представить вам проект.

Фото: Павел Поляков

Закрепление за музеем разных по времени строительства зданий также поможет показать несколько этапов строительства города. Дом №10 на территории Ленэнерго, будет ли организован доступ к нему, поскольку доступность – одно из важных условий реставрации.

— Это некая городская легенда. Мы знаем, что он там находится, но попасть туда сложно, поскольку он располагается на режимной территории Ленэнерго. У них там производственные мастерские, гаражи и так далее, — говорит Владимир Цой. — И могу сказать, что охрана Ленэнерго очень доблестно несет свою службу, и нам каждый раз, чтобы проникнуть на наш объект, приходится преодолевать сопротивление. Юридически под этим памятником участок сейчас не выделен, но когда он будет оформлен, он все равно будет расположен внутри земельного участка, являющегося собственностью Ленэнерго. Получится этакий островок на чужой территории. Нужно отметить, что Ленэнерго готово к сотрудничеству. Более того, если бы не усилия этой компании по поддержанию дома в нормальном состоянии, возможно, сегодня нам уже не о чем было бы разговаривать: они сделали кровлю, отапливают. Сам домик, его земельная граница, находится примерно в метре от внешней границы Ленэнерго. Организовать туда полноценный постоянный доступ желающих возможности нет. Тем самым мы будем мешать хозяйственной деятельности субъекта. Нам нужно будет совместно выработать какую-то схему посещений, оговорить какие-то дни и часы. Может быть это будет заявительная система с проходом по паспортным данным, потому, что, подчеркиваю, это режимный объект. В связи с этим, будучи реалистами, мы на данный момент планируем разместить там какую-то службу, которая не предполагает постоянной работы с туристами. Одно из предложений – разместить там археологическую экспедицию МК РАН, которая постоянно работает в Выборге, но не имеет своей базы. Не могу сейчас сказать, что это на 100% будет так, но это одно из разумных предложений. Но база нужна. Кроме того, мы могли бы там регулярно проводить некие отчеты по итогам археологического сезона с приглашением публики.

Еще очень важный момент. Выборгский музей-заповедник настоял, чтобы оба памятника были подсоединены к современным инженерным сетям. Чтобы была возможность не только включить свет, но и помыть руки. В доме №8 это было реализовано в свое время, теперь нужно восстановить. В доме №10 этого не было. Там было отопление от Ленэнерго, а водоснабжения и электричества никогда не было. Оказалось, что это реально реализовать, совершенно не повреждая памятники.

Учитывая, что сохранность дома №10 достаточно спорная, поскольку его научная реставрация никогда не проводилась, самым логичным экспертам видится его реставрация на период 19 века. Это неплохо, потому что объектов средовой застройки 19 века сохранившихся и отреставрированных с научной точки зрения в Выборге не так много. Тем более, что здесь был обнаружен фундамент под печку. Печка не сохранилась, но, пользуясь методом аналогий, можно попробовать восстановить печку в работающем состоянии.

— Сейчас прорабатывается вариант досудебной тяжбы с Ленэнерго и наложении общественного сервитута на проход, — говорит Цой. —  Наверное, у такого иска имелись бы перспективы. Но, во-первых, не хочется заниматься банальным сутяжничеством, во-сторых, я думаю, исходя из доброй воли сторон, мы сможем организовать какой-то режим прохода, при котором все желающие смогут туда попасть и посмотреть здание. Проект у нас может быть сколь угодно прекрасен, вопрос в том, что когда объявят конкурс на производства работ, нашей задачей будет проследить за качественным исполнением проекта реставрации.