1

Что произошло?

25 июля 2000 года под Парижем случилась одна из самых громких авиационных катастроф в истории мира. Сверхзвуковой авиалайнер, считавшийся «самым надёжным в мире», рухнул на здание гостиницы, похоронив вместе с собой ещё 113 человек.

Во время разгона по взлётно-посадочной полосе обломок детали, отколовшийся от предыдущего самолёта, вылетевшего перед «Конкордом», разорвал покрышку на одном из шасси «Конкорда», кусок резины пробил обшивку левого крыла и повредил топливный бак. Двигатель вспыхнул. Взлётная полоса уже закончилась и экипаж принял решение поднять горящий самолёт в воздух, чтобы после совершить вынужденную посадку. Однако через девяносто секунд после взлёта самолёт потерял управление, дёрнул носом вверх, завалился на крыло и пластом рухнул на здание небольшого отеля в 4 км западнее аэропорта Парижа.

Погибли все, кто был на борту (100 пассажиров и 9 членов экипажа) и 4 человека на земле, 11 человек были ранены

Кадр из документального сериала от телеканала «National Geographic Channel» — Секунды до катастрофы (серия Крушение «Конкорда»)

2

Расследование

Сразу после катастрофы обломки авиалайнера доставили на военно-воздушную базу Дюни. Через некоторое время удалось получить данные из бортовых самописцев.

Специалисты сразу опровергли версию о теракте, выдвинув на первый план техническую неисправность одного из двигателей. 

Французская и английская правительственные комиссии по расследованию причин катастрофы установили, что при разбеге авиалайнера произошло повреждение шины основного шасси титановой пластиной, которая отделилась от двигателя американского самолёта McDonnell Douglas DC-10, совершавшего взлёт по той же полосе. Обломки покрышки пробили балансировочный топливный бак, вследствие чего произошло короткое замыкание и воспламенение авиатоплива, а затем пожар двигателя. Под воздействием интенсивного пламени и вследствие выделения горючих газов произошел отказ техники, повлекший за собой потерю управления и падение авиалайнера.

3

История создания

Гонка вооружений XX века подтолкнула гениев инженерной мысли к созданию сверхзвуковых самолётов. И к середине 1950-ых годов в передовых странах — США, СССР, а также во Франции и Великобритании — появились первые образцы.

Сверхзвуковой пассажирский лайнер
Проекты сверхзвукового пассажирского лайнера появились в 1956 году со стороны Великобритании и Франции; чуть позже страны объединили усилия и разработка получила название «Concorde», что в переводе с французского переводится как «согласие».

Фото: admagazine.ru

«Конкорд» мог разогнаться до 2150 км/ч. Для справки, скорость звука составляет около 1200 км/ч. В то время как американские «боинги» перелетали Атлантический океан за 8 часов, «Конкорды» делали это же за три. Не зря в Англии и Франции эти лайнеры обозначали не иначе, как «идеалом технического совершенства».

Фото: Novate.ru

Историческая справка:

1975 год — выпуск aerospatiale-BAC Concorde 101.
2 марта 1969 года первый полёт прототипа самолёта.
6 января 1976 года был куплен авиакомпанией Air France. Оснащён четырьмя турбореактивными двигателями с форсажной камерой.
30 января 1977 года — вступил в эксплуатацию.

Всего было создано 20 таких самолётов. 

4

Закат «Конкордов»

«Конкорды» эксплуатировались авиакомпаниями British Airways и Air France, каждая из которых имела по 7 самолётов. Ещё 6 самолетов проводили испытательные полеты.

За 27 лет было перевезено более 3 млн пассажиров, общий налёт самолётов составил 243 845 часов.

Несмотря на первоначальную популярность «Конкорда», вскоре стало ясно, что полёты таких самолетов экономически невыгодны. Потребление керосина превышало порядка 100 тонн, при этом, моторы сжигали топливо чрезвычайно быстро — требовалась система, чтобы перекачивать горючее из одного бака в другой, в ином случае машина могла потерять равновесие.

Да и шутка ли, стоимость билета из Лондона в Нью-Йорк составляла $10 500. Это вряд ли было доступно среднему классу. Услугами «Конкорда» пользовались богатые и знаменитые знаменитые люди: Элтон Джон, Кейт Уинслет, группа Queen и Пол Маккартни, Елизавета II и Иоанн Павел II, папа римский.

Фото: Adrian Pingstone

И всё-таки обещанная безопасность полёта исчезла. После катастрофы в 2000 году руководство авиакомпании решило возобновить эксплуатацию авиалайнеров, однако дальнейшей истории «Конкордов» не суждено было продолжиться: линейку сверхзвуковых самолётов преследовала цепочка неудач, наиболее заметными из которых стали отказ одной из секций руля направления в 2002 и утечка топлива, повлёкшая отключение двигателя в 2003 году.

10 апреля 2003 года British Airways и Air France объявили о решении прекратить коммерческую эксплуатацию парка «Конкордов».
26 ноября 2003 года G-BOAF (последний построенный самолёт) совершил последний полёт: вылетел из Хитроу, пролетел над Бискайским заливом, совершил проход над Бристолем и приземлился в аэропорту Филтон. Билеты на последние рейсы были раскуплены практически сразу, а итоговая стоимость некоторых из них на специальных аукционах составила $60 тыс.

Так завершилась эра сверхзвуковой пассажирской авиации.

5

«Конкорд» в кино

«Concorde Affaire ’79» (в советском прокате «Спасите «Конкорд»!»). Выпущен в 1979 году, Италия. Посвященный серии терактов и саботажей на самолётах «Конкорд» с целью их снятия с эксплуатации.

«The Concorde … Airport ’79» (Аэропорт-79: «Конкорд»). Выпущен также в 1979 году, США. Посвящён борьбе за спасение от серии терактов летящего из Вашингтона в Париж «Конкорда», который в конце концов совершает вынужденную посадку в Альпах.

Также «Конкорд» присутствует в документальном фильме «Секунды до катастрофы», посвящённом катастрофе под Парижем (от National Geographic).

«Большой куш», 2000 год, Великобритания, США. Один из героев — «Кузен» Ави Деновиц — совершает перелёт из Нью-Йорка в Лондон и обратно на самолете «Конкорд».

«Конкорды» также эпизодически встречаются в других фильмах, где авторы считали нужным подчеркнуть высокое положение или динамичность героев.

Фото: sailko