Поделиться

Первый уик-энд августа станет для жителей Выборга и его гостей интересным событием: здесь пройдёт II Международный российско-финский фестиваль культуры «Кукушка».

Напомним: старт этого крупномасштабного проекта состоялся год назад в муниципальном Дворце культуры. По оценкам Оргкомитета фестиваля и сотрудников Дворца, концерт-презентацию посетило около двух тысяч зрителей. Люди приехали в Выборг из Петербурга, Павловска, Москвы, Новгорода, Петрозаводска, Хельсинки, Савонлинны, Иматры, Лаппеенранты, Керава… Многие спрашивали – когда же состоится следующий фестиваль? Точный ответ на этот вопрос уже есть: 5-6 августа смело планируйте отдых выходного дня в Выборге вместе с именитыми артистами России и Финляндии!

Глас народа был услышан

Мы встретились с куратором «Кукушки» Сергеем Старостиным в Москве. Понедельник, начало рабочей недели, море дел – мэтр российского фольклора нужен всем и сразу. Для разговора выбран удачный момент: прошёл почти год после старта, можно сделать первые выводы и озвучить новые творческие идеи. Тем более, что по последним данным, в Оргкомитете фестиваля  вовсю кипит подготовительный период.

— Сергей Николаевич, после презентационной концертной программы «Кукушки» прошло время, когда можно оценить это событие более-менее объективно. Каков, по-вашему, итог старта?

— Практика проведения первого фестиваля показала следующее. Команда оказалась работоспособной, несмотря на все организационные и финансовые – не будем этого скрывать – сложности, которые давили на фестиваль. По тому, как откликнулась финская сторона, какой отклик был от коллективов Ленинградской области и Выборгского района на участие в «Кукушке», с каким энтузиазмом поддерживал артистов зрительный зал, по впечатлениям и откликам – нам, как мне кажется, удалось провести и сделать фестиваль громким, знаковым событием.

Мы ощутили, что все по-хорошему соскучились.  Насколько мне известно, на этой территории давно не проводились стационарные фольклорные фестивали. А они имеют свои определённые особенности. Это глас народа – певческий, танцевальный, литературный, прикладной. Мы увидели, что потребность в таком фестивале, в таких встречах и контактах есть – причём и у россиян, и у финнов.

Состоявшуюся презентацию «Кукушки» я оцениваю как хорошую, качественную. Она обнаружила массу перспективных направлений и векторов развития фестиваля. Можно, например, устраивать в его рамках и художественные перфомансы, и спортивные акции, и кинопоказ этнического кино, и самые разнообразные флешмобы, и обратиться к театру… Наш карельский Север, его финская часть – это культурно богатое пространство, имеющее достаточно серьёзную историю. Одним словом, есть надёжный фундамент. Есть что вытаскивать наружу и демонстрировать. Я рад констатировать также, что у «Кукушки» есть и возможности – с учётом определённых обстоятельств, в том числе бюджетной поддержки со стороны Министерства культуры, региональных и муниципальных властей – для вызревания и роста во что-то более существенное.

— В Ленинградской области несколько лет назад появился этнофестиваль «Созвучие культур». Правда, каждый раз он проводился на новом месте: Тосно, Выборг, Кингисепп…

— Передвижные фестивали, существующие в том числе и в Ленинградской области, хороши тем, что они путешествуют, имея разные точки привязки. Это интересно. А «Кукушка» имеет свои преимущества. Осёдлость фестиваля работает на образование определённой социокультурной среды. Человек начинает привыкать к тому, что в его жизни появилось некое событие, которое обладает постоянством места, времени, форматом содержания. А самое главное – человек гарантированно может в этом празднике повариться, поучаствовать, напитаться его энергетикой. Это очень хорошо! И фестиваль «Кукушка»-2016 это показал. Я сам приехал в Выборг на электричке и видел, как народ едет на концертную площадку – таких людей сразу видно.

— Причём они ехали утром, а концерт начинался через несколько часов…

— Да, люди захотели посмотреть, погулять, адаптироваться к выборгской среде. Это правильно.

 До борща нужно дорасти

 — Фестиваль меняет формат, расширяет свои возможности… Почему? Может быть, проект «дозрел» до этого, а может, сама его презентация показала, что нужно меняться?

— Наверное, самое разумное в развитии любого проекта – это поступательное движение. Понятно, что если бы вдруг на нас неожиданно свалилась огромная куча денег, с которой мы попытались бы справиться – думаю, что это бы не помогло. Любое хорошее дело должно выращиваться…

— Образно говоря, нельзя кормить младенца сразу борщом?

— Безусловно. Тут также уместен и образ растения, которое только что проклюнулось из семени. Сначала его корешки цепляются за почву, потом потихоньку вытягивается ствол, появляются веточки, пробиваются листочки, почки, цветы и так далее. Это естественный процесс выращивания. Понятно, что уже на первой стадии у нас родилось довольно много идей. Но нужно же сесть и спокойно разобраться – в какие стороны их вести, чем наполнять и т.д. Невозможно реализовать всё сразу, да и не нужно. Пусть «Кукушка» вырастает постепенно; придёт момент, и фестиваль начнёт сам себя выращивать, оперяться, набирать силу. Он встанет на ноги, окрепнет и сам начнёт привлекать к себе определённое внимание. Включится механизм саморазвития.

Сейчас творческий процесс генерирования идей продолжается; мы их «складируем» до лучших времён. Возможно, они не отличаются шибко большой оригинальностью. И до нас были проведены сотни и тысячи самых различных фестивалей и других культурных событий. Здесь нужно чутко ощущать атмосферу, которая складывается внутри фестиваля. Своеобразие строится на месте и творческом человеческом потенциале.

— События могут быть аналоговыми, но атмосфера впитывает то, что делает её уникальной…

— Да-да! Это разные люди, приезжающие на фестиваль, это их чаяния, интересы, желания, это и возможности под данную среду и данное сообщество… Если настроить фестивальный барометр таким образом, чтобы всё это улавливать – то, я убеждён, фестиваль обретёт очень интересную перспективу.

Пусть закон поддержит

В беседе с Дедом (так любовно-уважительно называют Сергея Николаевича его коллеги и люди, интересующиеся фольклором) была затронута болевая точка взаимоотношений культуры и бизнеса. А точнее – проблема финансирования культурных проектов. Старостин подчеркнул, что исторически многие культурные события всегда держались на благодетелях. Что актуальность этой темы априорна не только для деятелей культуры, но и для деловых людей:

— Нужно не просто говорить, а реально поднимать на щит эту проблему.

Я считаю, что сегодня в России недостаточно развита законодательная база для того, чтобы бизнес рванулся поддерживать культуру. Мне кажется, что именно на законодательном уровне должны быть выработаны какие-то нормативные акты, позволяющие, к примеру, сокращать налоговую нагрузку для предпринимателей, помогающих культурным проектам.

Этика таких взаимоотношений имеет место во многих странах. Там налоги для бизнесменов снижены, если эти бизнесмены участвуют в культурных событиях, реально помогают. Я убеждён: если в России законодательная база реально изменится в данном вопросе к лучшему, то никто из бизнесменов не упустит свой шанс. Это как раз то соломоново решение, от которого бы выиграли все – а значит, лучшее решение. И пути к нему нужно находить коллегиально.

Ведь посмотрите реально на ситуацию: сейчас для бизнесменов помощь культуре – просто дополнительная трата денег. Если им симпатична какая-то культурная идея или персоналия (артист, писатель, фестиваль и пр.), то они могут вложить некие средства в развитие культурного проекта. Но, к сожалению, пока струйка такой финансовой помощи невелика. Бизнес – это, прежде всего, расчёт, прагматизм.

 Могут ли деньги измерить душевную теплопроводность?

 — А знаете, в постсоветской России был очень краткий период, когда то самое бремя налогов, о котором вы сказали, было снижено для тех фирм, которые занимались благотворительностью. Помнится, в самом начале 90-х одна из таких питерских фирм организовала в Выборге массаж на дому для детей с ограниченными возможностями. К сожалению, акция продержалась всего несколько месяцев…

— Хотелось бы, чтобы представители законодательной власти понимали: изменение правового поля в этой сфере только поможет обществу, принесёт нам всем большую пользу. Конечно, люди во власти предпочитают обращаться к цифрам. Все мы знаем об отчётности, статистике, которую обязаны вести чиновники и организаторы культурных событий. Считаются положительные баллы, ставятся галочки, отслеживается рейтинг и так далее. Из всего этого складывается впечатление, проявляется значимость акции, тенденции её развития. Наверное, это видимое проявление неких тонких вещей, которые нужно уловить, составить мнение и принять решение. К сожалению, радость и счастье, которым наполняется сердце, ничем не измеришь. Это не поддаётся выражению в цифрах.

— Вы говорите о том, что лежит в основе понятия «нематериальное духовное наследие»?

— Именно. Это, к сожалению, не учитывается. А по большому счёту должно быть на первом месте. Даже одно загоревшееся сердце способно согреть вокруг себя очень много людей.

Мы можем и в дни фестиваля, и в период предфестивальной подготовки, работы с потенциальной аудиторией – в сети, в интернете – продвигать эту тему. Но вопрос: насколько это будет эффективно? Пока говорить об этом сложно. Но тему Благодарителя, безусловно, следует озвучивать, развивать и внедрять в сознание потенциального вкладчика-благодетеля. На самом деле в тех же сетях она по-разному присутствует. Как раз-таки в этом смысле социальные сети и хороши, потому что они направлены к человеку. Понятно, что в них бывает всякая суета, ругань, но они могут быть полезны, когда мы заинтересованы в фильтрации определённой ситуации, в продвижении конкретной темы.

Глядь – а антагонизма-то и нету!

 — Расширяется пространство для участников фестиваля. Какая здесь подоплёка?

— Это уже по факту даёт почву для расширения и укрепления межкультурных контактов. Вообще стык элементов, сделанных из единой культурной породы – их соприкосновение, даже их постановка рядом – уже даёт многое. Это учит и одну и другую сторону (а также и третью, каковой является зритель, если он является свидетелем этого события). Сравнительный компонент начинает работать автоматом, самостоятельно. Мы не то чтобы сравниваем – вот здесь хуже, а вот там лучше. Наши уши и глаза начинают резонировать в унисон, начинают воспитываться и приобретать очень важный опыт восприятия чего-то полярного, непохожего на своё, личное. А потом вдруг оказывается, что это полярное и не такое уж сильно полярное! Ты думал одно, а получилось совсем по-другому…

— Вне зависимости от социального статуса, образования, цвета кожи и пр. людей сближает общее дело.

— Однозначно.

Наталья Кортелева, фото — Дмитрий Столупин, ivbg.ru