Грузооборот портов Петербурга и Ленобласти — как сообщает издание «KOMMERSANT.RU», в прошлом году увеличился на 4% и составил 202,1 млн т, указано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. В 2012 г. рост перевалки составлял 13%. До этого с 2008 г. динамика грузооборота не поднималась выше 5%.
Из крупнейших портов рост показала только Усть-Луга, где перевалка увеличилась на 34%. Положительную динамику показали также порты Выборг и Высоцк, но их суммарный грузооборот не превышает 9% от общего объема перевалки в портах.
Рост грузооборота Усть-Луги в основном обеспечен за счет перевалки нефти и нефтепродуктов на терминалах Невской трубопроводной компании и «Роснефтьбункера», которая за год увеличилась на 47% до 39,7 млн т. При этом перевалка нефти в порту Приморск, принадлежащем Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП), сократилась на 14 млн т.
«Это связано с перераспределением объемов между портами Северо-Запада», — говорит гендиректор НМТП Юрий Матвиенко.
Крупнейшим на Балтике по грузообороту сегодня является нефтеналивной порт Приморск. Там заканчивается труба БТС (Балтийской трубопроводной системы), по которой нефть течет из Сибири, Урала и стран СНГ к Балтийскому морю. Из Приморска танкеры везут ее на экспорт. Ежегодный грузооборот этого порта составляет более 70 млн тонн.
Поблизости от Петербурга есть еще два порта – Выборг и Высоцк. Высоцк занимается перегрузкой нефтепродуктов и угля. Порт также активно растет. В 2012 году он начал принимать большие суда Panamax (водоизмещением более 70 тыс. тонн), благодаря чему значительно расширилась география поставок. Уголь из Высоцка идет на экспорт в Финляндию, Польшу, Германию, Великобританию и Голландию. В итоге общий грузооборот порта по итогам 9 месяцев прошлого года вырос на 28% и составил более 12 млн тонн. Что намного больше, чем прогнозировалось.
Выборгский порт замечателен тем, что существует с шестнадцатого века. Главный его капитал – история. Грузооборот составляет более миллиона тонн в год, что в масштабах региона не слишком заметно. Но обеспечивает значимую часть занятости населения. Численность работающих там и в смежных с портом организациях, составляет до 10% от населения города.
По мнению аналитиков, в этом году вряд ли произойдет существенный рост грузооборота, многое будет зависеть от макроэкономической ситуации в России и увеличения пропускной способности железной дороги на подходах к портам. Рост может показать перевалка светлых нефтепродуктов — вследствие модернизации российских НПЗ; что касается нефти, на Северо-Западе продолжится перераспределение в пользу Усть-Луги, но уже гораздо медленнее.