Археологи ожидают сенсаций по истории древних кочевников на трассе бывшего Усинского тракта

Поделиться

В Туве и Красноярском крае начинается пятый сезон работы археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино» Российского Географического общества и Института истории материальной культуры /ИИМК/ РАН, который, по ожиданиям ученых, откроет новые материалы для изучения истории ранних степных кочевников.

83176843

Вместе с учеными к работе приступает волонтерский корпус, набранный Российским Географическим обществом из числа студентов, аспирантов и молодых преподавателей. За четыре предыдущих сезона на раскопках здесь побывали около 2 тысяч волонтеров. В 2015 году на конкурс поступило более 1500 заявок из 74 регионов России и 41 страны мира.

Археологические исследования связаны с проектом строительства железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино, которая соединит Республику Тува с Красноярским краем, а также с началом строительства горно-обогатительного комплекса «Элегест» на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна Республики Тыва. Вдоль маршрута будущей железной дороги протяженностью более 400 км зафиксировано свыше 70 археологических памятников разных исторических эпох – от древнейших стоянок первобытного человека, возраст которых исчисляется сотнями тысяч лет  до средневековых городищ.

Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК РАН:

«Поскольку именно в этом регионе зафиксированы наиболее ранние памятники скифского времени, новые исследования могут дать очередной толчок к изучению происхождения всей культуры степных кочевников. Не исключены и совершенно неожиданные, и даже сенсационные находки».

В полевом сезоне 2015 года археологи раскопают  около 50 курганных могильников разных эпох на территории Республики Тува. Речь идет о курганах в районе Усть-Элегеста в зоне реконструкции шахты «Красная Горка»

«Большой научный интерес представляет изучение всей хронологической колонки памятников в отдельно взятом районе Тувы. Сплошное археологическое исследование памятников одного района практически всегда приводит к важным научным результатам, так как удаётся проследить, происходила ли смена населения, или между отдельными археологическими культурами имеется преемственность».

Экспедиция на территории Красноярского края продолжит исследование многослойной стоянки Ирба-2 – уникального археологического памятника, где в 2013 году уже были найдены свидетельства присутствия человека с самых древних времён (эпоха палеолита 12 500 лет назад) и вплоть до этнографической современности. Среди самых древних находок, сделанных на этой стоянке, есть и настоящее “палеолитическое искусство” – уникальный округлый мраморный диск с насечками по краям и процарапанными крестами.

 

Сергей Васильев, начальник отдела палеолита ИИМК РАН:

Стоянку на трассе Кызыл-Курагино, где мы продолжим работы и в 2015 году, можно сравнить со слоеным пирогом: в верхних ее слоях — скифские вещи, глубже обнаружены слои бронзового века и еще глубже совершенно неожиданно обнаружился палеолит, найдены каменные орудия и масса костей ископаемых животных, например, гигантского оленя. Среди интереснейших последних находок — амулет из мраморной гальки с 37 нарезами по краю. Он не из этих мест, а был принесен, скорее всего, с Енисея, ближайшее месторождение мрамора расположено на Майне”. )

Исследования проходят по трассе бывшего Усинского тракта, который в древности был уникальной транспортной артерией, связывавшей через Саяны долины Верхнего и Среднего Енисея. Уже проведенные исследования дают основания утверждать, что он использовался уже с эпохи ранней бронзы — III тыс. до н.э., и проектируемую в наши дни железную дорогу, которая выполнит те же функции, можно назвать «реинкарнацией» этого древнего пути. Археологические исследования на этой трассе Усинского тракта являются принципиально новым подходом сами по себе, так как изучение транспортных путей — очень сложная и неординарная научная задача.

Наталья Соловьева:

«В результате работ экспедиции уже накоплен бесценный материал по древним культурам региона от палеолита до Средневековья. Раскопки 2015 года, безусловно, обогатят отечественную науку в сфере изучения истории Центральной Азии и позволят сохранить уникальное культурно-историческое наследие нашей цивилизации. Это самый центр Азии, где зарождались и гибли культуры и цивилизации, повлиявшие на ход человеческой истории: именно здесь сложилась культура номадов, распространившаяся в дальнейшем по всем евразийским степям вплоть до Причерноморья, где ее носители получили имя «скифы».

Археологические разведки, проведенные специалистами ИИМК РАН на маршруте будущей железной дороги в предшествовавшие годы,  позволили выявить более сотни ранее не известных памятников древности. Значительная часть памятников уже исследована.

Раскопки проводятся в этом регионе с 1965 года, когда в связи с проектированием строительства Саяно-Шушенской ГЭС была создана Саяно-Тувинская экспедиция ИИМК РАН, задачей которой было исследование памятников в так называемой зоне затопления. В наши дни эта экспедиция разделилась на две — Саянскую и Тувинскую, для которых исследования в зоне строительства железной дороги Кызыл-Курагино стали самым значительным проектом отчетного сезона 2014 года.

Андрей Поляков, руководитель Саянской экспедиции, об исследованиях последних лет:

“На территории Красноярского края найдено около 300-400 памятников, ранее не известных вообще. Исследованные памятники представляют практически весь диапазон от палеолита до эпохи Средневековья, и практически на всех горизонтах, по всем эпохам мы колоссально расширили знания.

Большой удачей стало обнаружение серии неограбленных погребений Средневековья.

В 2015 году мы продолжим работу и надеемся на новые открытия”.

 

Марина Килуновская, руководитель Тувинской экспедиции:

“Нами раскопано более 150 памятников по трассе железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино, и проведенные здесь исследования позволили ближе подойти к проблеме происхождения скифов. Скорее всего, они как народность формировались в Центральной Азии, и Тува была одним из регионов, где это происходило”.

Пресс-служба ИИМК РАН

comments powered by HyperComments
Поделиться
Загрузка...