В следующем учебном году в Москве состоится школьная олимпиада по финансовой грамотности — новой дисциплине, которая войдет в обязательную школьную программу. Оказалось, что и выборгские школьники совсем не против: они уже задумываются о будущем и хотят уметь грамотно пользоваться финансами.
По мнению экспертов в области экономики и образования, уроки финансовой грамотности помогут школьникам научиться планировать свой бюджет, оценивать риски при совершении операций с валютой и не попасть в долговую яму. В некоторых московских школах такие уроки уже интегрированы в обязательные предметы программы или проходят как классные часы, сообщают «Известия».
— В западных странах финансовые рынки существуют больше 100 лет, основам финансовой грамотности детей могут научить родители. Но для российского населения отношения с финансовыми организациями и инструментами являются относительно новой практикой. К сожалению, значительная часть нашего населения ведет себя недостаточно грамотно в этом плане, — говорит Татьяна Коссова, заместитель декана факультета экономических наук НИУ «Высшая школа экономики».
По мнению Татьяны Коссовой, на уроках финансовой грамотности школьники должны узнавать о том, как не попасть в долговую кабалу при активном использовании кредитов, почему надо очень внимательно относиться к предоставлению поручительства, как грамотно разместить временно свободные денежные средства и какие риски при этом возникают.
Член рабочей группы при Институте стратегии развития образования РАО Анастасия Половникова сообщает, что в стране есть несколько разных проектов, связанных с введением уроков финансовой грамотности в школах. Например, в Алтайской крае в эксперименте участвуют 1,5 тыс. школьников. Изначально уроки финансовой грамотности планировали сделать факультативными, включить в систему дополнительного образования, но в процессе работы появилось понимание, что эти уроки должны быть обязательными.
— Обсуждаются несколько вариантов внедрения уроков финансовой грамотности в школах. Можно интегрировать их в один предмет, например в обществознание. Или в несколько предметов, в том числе и в математику. Также еще не определена возрастная группа школьников, которые будут посещать эти уроки, — поясняет Анастасия Полковникова.
В качестве эксперимента в московской школе № 717 в прошлом году уже прошло два занятия. В Выборге подобных уроков пока не было, но школьники их ждут и считают полезными.
— Я думаю, что нужно обучать людей тому, как не попасть в этот замкнутый круг, — считает одиннадцатиклассница Ольга. — Причем, не только детей, но и взрослых. Люди не знают, во что нужно вкладывать деньги, чтобы это приносило доход. Конечно, этот предмет будет востребованным. Сейчас всем нужны деньги. Нужно научить правильно их зарабатывать.
— Думаю, предмет стоит ввести, так как многие российские школьники совершенно неграмотны в этом плане. Нужен ли этот предмет именно в 9 классе? Может, но чтобы он был нормальным и вели его правильно, а не как «Путь в профессию», где дети вместо этого изучают психологию. Если государство планирует вводить подобные предметы, то пускай ослабляет нам основную программу. Ведь нам и так тяжело, и больше нагрузки совсем ни к чему. По идее, российский школьник, который будет учиться на «пять» и понимать каждый предмет идеально, будет намного образованнее своих сверстников из других стран. За границей проще программа, она хорошо разделена на основные и дополнительные предметы, которые для себя школьники выбирают сами. Но так как у нас большая нагрузка и государству выгодно иметь «не очень умное население», то и результаты никакие, — поделился с test.ivbg.ru девятиклассник Антон.
— Я думаю, что изучение данного вопроса должно быть актуально и интересно школьникам. Почему? Потому что финансово-экономические знания требуются от нас на каждом шагу, — пояснила Лиза, студентка 1 курса.
Полезными и важными уроки финансовой грамотности считают и выборгские учителя. Так, Дарина Александрович, учитель английского языка Выборгской гимназии, полагает, что они стали бы весьма актуальным нововведением, учитывая экономическую ситуацию в стране.
— Оформлять кредиты и ипотеку, связывая себя обязательствами, давно стало нормой. Но, к сожалению, отсутствие подкованности с юридической точки зрения зачастую приводит к печальным последствиям. Считаю подобный курс особенно полезным в старших классах и ВУЗах, когда подростки стоят на пороге взрослый жизни и в скором времени вынуждены будут решать различные вопросы, финансовые в том числе. Но необходимо помнить о том, что школьная программа и так весьма насыщена и добавлять часы на еще один обязательный предмет скорее всего придется, пожертвовав чем-то другим, — поделилась с test.ivbg.ru своим мнением учительница.
Поддерживают инициативу и родители выборгских школьников.