Выборгский Титаник пошел ко дну: “Короленко” как зеркало эпохи

Поделиться

Петербуржец Анатолий Шперх в ноябре 2014 года написал статью об истории и романтике теплохода Короленко, во многом предваряющую печальный финал корабля

Два дня провели в Выборге. Жили в мини-отеле, в который превращен старый советский теплоход “Короленко”. Ездили с младшими, поэтому выбор был сделан именно в пользу “кораблика”, хоть знал я, что условия там “не айс”, но романтика пересилила все.

Удивительное это ощущение – бывать на старом корабле. Построенный в Германии в 1954 году, он оказался запертым в Замковом проливе (когда-то бывшим частью  Сайменского канала). История его столь же печальна, как и показательна. В ней, как мне кажется, как в капле воды, отразилась вся наша история, наше отношение к земле, своим достижениям, вообще – к тому, что имеем.

Как я уже сказал, по происхождению теплоход “Короленко” –  “немец”, он один из представителей “проекта 646” и  строился для СССР как грузопассажирский теплоход “для перевозки пассажиров и грузов на транспортных линиях, в период летней навигации, а также весной и осенью в битом льду, с выходом в прибрежные районы”. Суда этой серии работали на всей территории Союза –  на Лене, Оби и Иртыше, Днепре и Дону, доходили даже до Дуная, куда шли по морю из Одессы, а еще – на Белом и Черном море, Финском заливе и Ладожском озере.

Судьба бросала “Короленко” в разные стороны – начав работу в Северо-Западном пароходстве, в 1979 году его перебросили в Ростов-на-Дону, затем в 1990 г. вернули “домой” – в 1991-1992 гг.  возил паломников на Валаам. В середине 90-х, когда пошел поток туристов в приграничный Выборг,  встал к стенке  в заливе Салакка-Лахти. И – потрясающая примета времени – оказался запертым в этом заливе. Потому что вдруг обнаружилось, что подъемные механизмы Финляндского железнодорожного моста больше не могут  поднять его пролет (а что у нас в 90-е вообще работало?), и единственный способ сохранить движение поездов из Хельсинки – заварить пролет намертво, что и было сделано. А в 2010 при реконструкции моста решено было вообще избавиться от этих механизмов. В самом деле, кому он нужен, этот запертый в заливе старичок, принадлежащий некоему ИП  Андрианову А.В., проживающему в  Санкт-Петербурге, на пр. Культуры, 29-4-64 (официальная информация о судовладельце)?

Так и остался кораблик запертым в заливчике некогда мощного и судоходного Сайменского канала. Финляндия давно нашла способы обходить Замковый пролив по новой трассе Сайменского канала, открытой в 1968 году, а России судоходство в этой части как-то не особенно и нужно было. Так и осталась в центре Выборга огромная бухта-ковш, прекрасное место для швартовки круизных речных судов, но – безлюдная и странная. С одиноким ржавеющим т/х “Короленко” у причальной стенки. Впервые попал я на “Короленко” в 1996 году – и помню хорошо матовый блеск “красного” дерева, недраенная латунь перил и стук главной машины судна ночью – теплоход отапливал себя сам, генерируя пар и электричество автономно. Мы возили тогда в Выборг детей-школьников. И это было так романтично – узкие лестницы-трапы, масса “корабельных” аксессуаров – от переговорных устройств до клепаных дверей в грузовой трюм и – самое главное – палуба, на которую, конечно же нельзя было выходить, но – тихонечко, чтобы никто не видел – можно. В обитой зеленым сукном кают-компании мы устраивали “рыцарские” спектакли – из “Тристана”, “Роланда” и “Витязя в тигровой шкуре” ибо чем же в Выборге еще заниматься, если не говорить о средневековье, о рыцарях и прекрасных дамах?

Что еще поражало тогда, в 1996 году, так это нескончаемый поток финских туристов в круглосуточный бар на этом теплоходике. Не самое лучшее соседство с детской группой. Но поражало именно то, что всю ночь они (финны) шли нескончаемым потоком в это, мягко скажем, не слишком фешенебельное заведение. Тогда нам казалось, что на Западе все сплошь богатые и высококультурные люди…

Теплоход стоит у стенки уже двадцать лет. Мимо него несется жизнь. Выборг меняется, как меняется и страна. Некогда суперсовременная гостиница “Дружба”, возле которой он пришвартован, выстроенная финнами в 1982 году, гостиница, в ресторан которой в 1996 мы могли проникнуть только по великому блату, так как она был “интуристовской”, стала рядовым трехзвездочным отелем. 

Кораблик тоже ветшал.

Никакого бара больше нет. Финны предпочитают более дорогие забегаловки. Полированная фанера на стенах исцарапана шаловливыми детскими ручонками настолько, что хозяева поклеили каюты  (о, ужас!) стеклообоями. Это как последняя убогая попытка припудрить ввалившийся нос…

Это, конечно, грустное зрелище. И только неуемная жажда романтики заставляла нас видеть прекрасное там, где его нет по определению.

С другой стороны, приходилось ли вам бродить по кораблю в полутемных переходах которого то тут, то там натыкаешься на закрытые коврами переходы, завешенные двери, за которыми, как в замке Хогвардса, таинственные черные комнаты? На корабле, который помнит еще морские переходы, память о которых таится в старых табличках на стенах, в этом тревожном корабельном телеграфе, в клепках перегородок грузового отделения, да просто в ржавчине и гнилых досках палубы…

Видели ли вы, как умирают пароходы?

Мы – видели.

И это достойно того, чтобы провести там ночь.

PS 

ООО, которое обслуживает доживающий свой век теплоход, называется “Титаник”. Достойное название для старого парохода…

Заслужил ли он такую судьбу?

PPS

Кораблик и в самом деле доживает последние дни. В марте транспортная прокуратура запретила эксплуатацию теплохода, так как у него нет сертификата, позволяющего плавание….

Вот такая история.

Фотографии с сайтов 

http://www.spb-guide.ru/
http://saimaankanava.info/
https://ru.wikipedia.org/

comments powered by HyperComments
Поделиться
Загрузка...