Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии. Политические партии обвиняют друг друга в ухудшении результатов обучения
Издание «Иносми» пишет, что этой осенью парламентская комиссия по образованию попросила специалистов дать свою оценку состоянию среднего образования и дошкольного воспитания. Многие специалисты крайне обеспокоены. Заключения выявили серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.
Iltalehti выделило наиболее критические замечания. Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.
1. Показатели успеваемости снизились
По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.
По мнению Вялимаа, ситуацию еще можно исправить. Финляндия может запустить национальный проект, например, в области математики и естествознания, основное внимание в котором будет уделяться созданию мотивации для обучения.
По словам Вялимаа, у девочек по перечисленным предметам показатели в среднем выше. Даже по математике, где традиционно мальчики сильнее.
2. Десятичный знак может определить будущее ученика
По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.
Это немаловажная проблема, потому что этап получения аттестата о среднем образовании является для части учеников самым главным жизненным этапом.
Несогласованность в определении оценок выпускников средней школы критикует и Национальный центр по развитию образования в Финляндии Karvi.
По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.
3. В школах существует система распределения по уровню знаний
По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.
По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.
Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.
Создавая дифференцированное обучение, часто стремятся к созданию лучших условий для более одаренных и мотивированных детей, что, по словам Лехтинена, вполне объяснимо. На практике же это приводит к различному уровню успеваемости и различным целям в обучении в разных классах.
По мнению Лехтинена, это явление парадоксально. Тот фактор, которым ранее объяснялись успехи системы школьного образования в Финляндии, начинает частично работать против нее.
Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.
4. 25 скудных лет после «золотого века» финского образования
По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.
С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями. После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям. Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.
«Экономили даже на бумажных полотенцах».
В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.
5. Два национальных периферийных региона в образовании
По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.
Крупные отдаленные районы находятся в восточной и северной Финляндии. Для этих районов характерны низкий уровень жизни, плохая успеваемость и большая разница в уровне знаний мальчиков и девочек.
По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.
Советник по вопросам образования Улла Лайне (Ulla Laine) говорит, что разница в уровне знания родного языка растет. Хорошие ученики учатся еще лучше, плохие — еще хуже. Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.
Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной. По словам Лайне, самая большая разница в грамотности наблюдается между Западной Финляндией и столичным регионом. Разница соответствует примерно годичной программе обучения.