В среду, 22 октября, Ленобласть отметила памятную дату - поражение немецкой военной флотилии в бою за остров Сухо на Ладожском озере в годы ВОВ. В честь праздника Александр Дрозденко обратился к жителям, напомнив, что в октябре 1942 года советские солдаты и моряки Ладожской военной флотилии защитили остров Сухо, заставив противника отступить. А председатель Заксобрания области Сергей Бебенин, в свою очередь, подчеркнул, что битва за остров Сухо стала ключевым моментом в борьбе за важнейшую транспортную артерию, от которой зависело будущее осаждённого Ленинграда. Вспоминаем, как проходило знаковое сражение.

Предыстория
С начала Великой Отечественной войны Ленинград стал одним из главных объектов немецкой агрессии. В сентябре 1941 года началась блокада города, которая продлилась почти 900 дней и стала одной из самых трагических страниц в истории Второй мировой войны. Ленинградцы столкнулись с ужасами голода, холода и постоянных бомбежек (спойлер - нажмите, чтобы увидеть больше).
В условиях блокады, когда сухопутные пути были отрезаны, жизненно важные грузоперевозки стали возможны только по воде. По инициативе первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрея Жданова на Ладожском озере появились транспортные коммуникации, связавшие Ленинград с Большой землей. С 12 сентября 1941 года начали работать водные пути, а с 22 ноября - ледовые. Через «Дорогу жизни» с января 1942 года эвакуировали население и снабжали город продовольствием и боеприпасами. Всего за блокаду перевезли 1 848 645 человек и 2 335 051 тонну грузов.
Появление ЛВФ
В этой ситуации была создана Ленинградская военная флотилия (ЛВФ), которая сыграла ключевую роль в обеспечении города продовольствием, боеприпасами и другими необходимыми ресурсами. ЛВФ защищала водные коммуникации от немецких катеров и обеспечивала снабжение города. Наряду с этим, командование флотилии отвечало за обустройство бухт, портов, пристаней и других объектов инфраструктуры.

Так, остров Сухо (спойлер) стал опорным пунктом ЛВФ, контролируя акваторию южной части Ладожского озера. На острове оборудовали наблюдательный пост, радиостанцию и артиллерийскую батарею. Гарнизон батареи из 98 краснофлотцев защищал конвои от немецких ударов. С острова осуществлялись вылазки против немецких войск. Также он использовался для укрытия и ремонта кораблей, что позволяло флотилии эффективно выполнять свои задачи.
Создание нацистской флотилии на Ладоге
Смекалка ленинградских защитников вызвала у Гитлера ярость, учитывая, что по плану «Барбаросса», он планировал захватить Северную столицу в течение максимум полутора месяцев с момента нападения на СССР. Поэтому он поставил задачу уничтожить Ладожскую коммуникацию, тем самым прервав эвакуацию и снабжение Ленинграда. 27 мая 1942 года фюрер приказал командующему ВВС генерал-полковнику Келлеру уничтожить базы и корабли Ладожской флотилии, а также портовую инфраструктуру, чтобы заблокировать «Дорогу жизни».
Лишь авиационными силами добиться желаемого было невозможно, в связи с чем было решено организовать на Ладожском озере собственную флотилию. В начале месяца в Лахденпохье прошли совещания с немецкими и финскими офицерами, где обсуждалась операция по уничтожению ЛВФ под кодовым названием «Клабаутерманн». Враг хотел атаковать базы советского флота в нескольких местах: в бухте Морье, Осиновце и Новой Ладоге. Нападение планировалось произвести с озера при авиаподдержке. Под удар должны были попасть и корабли в южной Ладоге. Помимо этого, предполагалось уничтожение маяков и мостов через Волхов для получения контроля над «Дорогой жизни».
Изначально силы немецкого флота на Ладожском озере оставляли желать лучшего (спойлер), поэтому для воплощения замыслов в жизнь было решено оснастить флотилию быстроходными паромами и торпедными катерами. Последние обеспечила Италия, в то время как финны предоставили порты Лахденпохья и Сортавала. Уже к августу 1942-го объединенные силы Германии, Италии и Финляндии сформировали мощную флотилию, целью которой стало уничтожение кораблей Ладожской флотилии, создание минной блокады и разрушение «Дороги жизни».

Тот самый бой
22 октября 1942-го в семь часов утра сигнальщики гарнизона заметили на горизонте немецкие суда, которые быстро приближались. На острове была объявлена боевая тревога.
В 7:10 немецкие катера и паромы выстроились полукольцом у западной оконечности острова Сухо, начав интенсивный обстрел из 88-мм орудий. В результате был повреждён радиоантенный пост, а гарнизон лишился связи со штабом Ладожской флотилии. В это же время, к юго-востоку от острова, находились наши суда - морской охотник «МО-171» и тральщик «ТЩ-100», которые сообщили о нападении и открыли встречный огонь. В начале сражения были подбиты три немецких десантных баржи, уничтожен десантный катер и повреждены два десантных судна.
К восьми часам под прикрытием артиллерийского огня к острову подошли шесть быстроходных катеров с вражескими десантниками. Прибывших встречали выстрелами из пулемётов, правда около 50-70 противникам удалось высадиться на суше. Последовал ожесточённый рукопашный бой.
«Идёт сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Побили много фашистов ... », - писал в своём донесении командир гарнизона старший лейтенант Иван Гусев.
Окружённые противником, израненные и уставшие от напряжения боя защитники острова героически обороняли свой рубеж. Около девяти часов утра наши самолёты нанесли первый удар по судам нападавших. С юга к месту боя уже приближались корабли ЛВФ. В какой-то момент вновь загремела артиллерийская стрельба. Началось уничтожение вражеской флотилии.

В это время небольшая группа защитников острова атаковала растерявшихся немцев. А после сигнального залпа с одного из вражеских кораблей уцелевшие десантники в спешке стали покидать остров. Большинство из них были убиты или утонули в Ладожском озере, лишь немногим удалось добраться до своих судов.
Примерно в 09:30 на немцев обрушилась «лавина». К месту событий прибыли малые охотники «МО-201», «МО-205» и «МО-206», которые моментально вступили в бой с десантными паромами. Осознав провал операции, нацистская флотилия начала уходить на северо-запад полным ходом, однако по ней прошёлся бомбовый удар от советской штурмовой авиации. Спустя полчаса к обстрелу отступающих присоединились корабли из Морье, где в состав отряда входили: бронекатер №100, катера «МО-198» и «МО-214», а также канонерские лодки «Бира» и «Селемджа». Их огонь повредил вражеские паром и катер. Преследование противника с сопутствующими атаками длилось до 16:00.
Как итог, силами Ленинградской военной флотилии и авиации КБФ было потоплено 17 из 23 десантных паромов, остальные получили сильные повреждения, а также сбито 15 немецких самолётов. С нашей стороны потери составили шесть самолётов, однако все корабли остались на плаву. «Дорога жизни» осталась за СССР и действовала по март 1943 года.
Битва за остров Сухо получила международный резонанс. Английский журнал «Нейви» так оценил действия Ладожской военной флотилии: «Летом (1942 г.) страны Оси решили парализовать путь через Ладожское озеро, по которому Ленинград получал снабжение, и сделать блокаду полной. Но в то время, как вооружённые силы государств Оси не могли выполнить эту задачу и действовали безрезультатно, русский флот неожиданно проявил большую инициативу и тактическое мастерство и отразил несколько атак со стороны немцев и итальянцев, охраняя доступ к Ленинграду по Дороге жизни. На Ладожском озере советский флот продемонстрировал полное превосходство над флотом противника, остался хозяином этого важного пути».
В честь разгрома немецкой флотилии в сражении за остров Сухо в Ленобласти с 2023 года на официальном уровне появилась памятная дата.
7.1°
