Александр Сокуров поговорил с жителями Выборга о месте кино, особенностях провинции и молодости. Ivbg.ru публикует мысли режиссера, высказанные на встрече со зрителями в стенах центра «Эрмитаж-Выборг».
Александр СокуровВчера Александр Сокуров прибыл в Выборг на открытие ретроспективы его фильмов в рамках киноклуба «Эрмитаж-Выборг». В течение трех дней здесь можно увидеть ряд его документальных и игровых работ. Правда, вход на показы по предварительной записи.
Кроме кинорежиссерской деятельности Александр Николаевич является членом Комиссии по культуре и искусству при Президенте России, а в Выборг приехал еще и как член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа. Поэтому в стенах «Эрмитажа-Выборг», отмечающего в 2015 году пятилетний юбилей, звучали высказывания о сохранении культуры во всех ее проявлениях.
Об «Эрмитаже-Выборг»: «Это настоящий культурный центр. Здесь перспективная коллекция, которую постоянно нужно развивать и дополнять».
О музеях: «Для кинематографа честь встраиваться в жизнь музеев и культурных центров. Культура — это то, за что нам никогда не будет стыдно. Я бывал во многих центрах культуры по всему миру и могу сказать, что музейное, архивное дело в России — самое лучшее».
О месте кино в современной России: «Место кинематографа в современности очень скромное. Мы всегда должны называть вещи своими именами: большинство — это даже не кино, а визуальный товар. Кинематограф не несет ответственности за массовый товар. Эта ответственность лежит на государстве и обществе. У коммерческого кино есть огромные деньги на рекламу, поэтому так называемые фабрики, направленные на визуальный товар, безапелляционно влезают в национальную культуру. Нужно бороться за сохранение национального кинематографа».
О приоритетах: «Сейчас кино находится на седьмой-восьмой этажерке культуры России. А литература? Русскую литературу я положу на нулевую полку, на полку выше первой».
О Мастерах: «Для меня таковыми являются Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Кира Муратова».
О славе: «Слава не может ассоциироваться со мной. Я живу обычной жизнью. Я человек из ремесленного кинематографического цеха и просто стараюсь быть нужным».
О ценностях: «В моих фильмах я говорю о таких понятиях, как искусство, искренность, культура, просвещенность, жертва, существует ли правда, прав ли Гете, что с толпой нужно бороться толпой…».
О терроризме: «Терроризм — это непросвещенность, безработица, дремучесть».
О будущем: «Дебютов мало, финансирования нет. Молодые, только выпустившиеся из хороших вузов ребята, становясь на дорогу просвещенности, сходят с пути. Это плохой знак. История повторяется — подобные периоды уже были в истории России».
О кинофестивалях: «К кинофестивалям я отношусь с уважением. Иногда это единственная возможность показать фильм. Хотя конкурсные программы и вызывают у меня некоторые вопросы. После любого фестиваля должно быть эхо, чтобы можно было посмотреть фильмы в других областях страны».
О «Франкофонии»: «Московская фирма приобрела картину. Возможно, в марте «Франкофонию» выпустят в российский прокат. Но я, если честно, очень сомневаюсь».
О градостроительной политике: «Мы смогли укрепить позицию общественности в вопросах принятия решений городского масштаба. Нужно понимать, на что идешь, входя в противостояние с людьми с их желанием получить огромные деньги. Это непросто, в этом есть элемент бесстрашия. С властью возможен только жесткий, предсказуемый, последовательный диалог».
О Петербурге и Москве: «В области культуры Петербург бедный, экономически слабый и несмелый город. Людей культуры, готовых открыто вступать в общегородскую жизнь, мало. В Москве это больше развито. Самые большие проблемы — с самими ленинградцами, именно у них, а не у приезжих слабость и робость в принятии решений».
О реставрации Выборга: «Уровень просвещенности и культуры очень низкий, как у простых граждан, так и у людей, принимающих решения. Местечковые протесты против методов реставрации Выборга — это не поддержка, а наблюдение, кто выплывет. Даже если у вас будет финансовая поддержка — сколько людей выйдет на улицы с протестом? Нам и в Петербурге их сложно собрать».
Эльза Рада