Александр Сокуров: “Протесты против методов реставрации Выборга – это не поддержка, а наблюдение, кто выплывет”

Поделиться

Александр Сокуров поговорил с жителями Выборга о месте кино, особенностях провинции и молодости. Ivbg.ru публикует мысли режиссера, высказанные на встрече со зрителями в стенах центра “Эрмитаж-Выборг”.

IMG_0190
Александр Сокуров

Вчера Александр Сокуров прибыл в Выборг на открытие ретроспективы его фильмов в рамках киноклуба “Эрмитаж-Выборг”. В течение трех дней здесь можно увидеть ряд его документальных и игровых работ. Правда, вход на показы по предварительной записи.

Кроме кинорежиссерской деятельности Александр Николаевич является членом Комиссии по культуре и искусству при Президенте России, а в Выборг приехал еще и как член Попечительского Совета Государственного Эрмитажа. Поэтому в стенах “Эрмитажа-Выборг”, отмечающего в 2015 году пятилетний юбилей, звучали высказывания о сохранении культуры во всех ее проявлениях.

Об “Эрмитаже-Выборг”: “Это настоящий культурный центр. Здесь перспективная коллекция, которую постоянно нужно развивать и дополнять”.

О музеях: “Для кинематографа честь встраиваться в жизнь музеев и культурных центров. Культура – это то, за что нам никогда не будет стыдно. Я бывал во многих центрах культуры по всему миру и могу сказать, что музейное, архивное дело в России – самое лучшее”.

О месте кино в современной России: “Место кинематографа в современности очень скромное. Мы всегда должны называть вещи своими именами: большинство – это даже не кино, а визуальный товар. Кинематограф не несет ответственности за массовый товар.  Эта ответственность лежит на государстве и обществе. У коммерческого кино есть огромные деньги на рекламу, поэтому так называемые фабрики, направленные на визуальный товар, безапелляционно влезают в национальную культуру. Нужно бороться за сохранение национального кинематографа”.

О приоритетах:  “Сейчас кино находится на седьмой-восьмой этажерке культуры России. А литература? Русскую литературу я положу на нулевую полку, на полку выше первой”.

О Мастерах: “Для меня таковыми являются Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Кира Муратова”.

О славе: “Слава не может ассоциироваться со мной. Я живу обычной жизнью. Я человек из ремесленного кинематографического цеха и просто стараюсь быть нужным”.

IMG_0185

О ценностях: “В моих фильмах я говорю о таких понятиях, как искусство, искренность, культура, просвещенность, жертва, существует ли правда, прав ли Гете, что с толпой нужно бороться толпой…”.

О терроризме: “Терроризм – это непросвещенность, безработица, дремучесть”.

О будущем: “Дебютов мало, финансирования нет. Молодые, только выпустившиеся из хороших вузов ребята, становясь на дорогу просвещенности, сходят с пути. Это плохой знак. История повторяется – подобные периоды уже были в истории России”.

О кинофестивалях: “К кинофестивалям я отношусь с уважением. Иногда это единственная возможность показать фильм. Хотя конкурсные программы и вызывают у меня некоторые вопросы. После любого фестиваля должно быть эхо, чтобы можно было посмотреть фильмы в других областях страны”.

О “Франкофонии”: “Московская фирма приобрела картину. Возможно, в марте “Франкофонию” выпустят в российский прокат. Но я, если честно, очень сомневаюсь”.

О градостроительной политике: “Мы смогли укрепить позицию общественности в вопросах принятия решений городского масштаба. Нужно понимать, на что идешь, входя в противостояние с людьми с их желанием получить огромные деньги. Это непросто, в этом есть элемент бесстрашия. С властью возможен только жесткий, предсказуемый, последовательный диалог”.

О Петербурге и Москве: “В области культуры Петербург бедный, экономически слабый и несмелый город. Людей культуры, готовых открыто вступать в общегородскую жизнь, мало. В Москве это больше развито. Самые большие проблемы – с самими ленинградцами, именно у них, а не у приезжих слабость и робость в принятии решений”.

О реставрации Выборга: “Уровень просвещенности и культуры очень низкий, как у простых граждан, так и у людей, принимающих решения. Местечковые протесты против методов реставрации Выборга – это не поддержка, а наблюдение, кто выплывет. Даже если у вас будет финансовая поддержка – сколько людей выйдет на улицы с протестом? Нам и в Петербурге их сложно собрать”.

Эльза Рада

comments powered by HyperComments
Поделиться
Загрузка...