Кризис российского театра, «Матильда» и упадок образования: режиссер Вадим Абдрашитов выступил в Выборге

Поделиться

Режиссер Вадим Абдрашитов обсудил с жителями Выборга ретроспективу собственного фильма «Время танцора», рассказал о дефиците российских актёров и проблемах современного образования

Фото: Вадим Абдрашитов в лекционном зале выборгской библиотеки

В кинотеатре «Выборг Палас» в рамках кинофестиваля «Окно в Европу 2017» 9 августа прошел показ фильма 1997 года «Время танцора». Картину снял российский режиссер Вадим Абдрашитов, обладатель премий «Кинотавр», «Ника» и трёх серебряных медведей Берлинского кинофестиваля. Режиссер отметил, что «Время танцора» – одна из самых сложных картин за его почти 50-летнюю карьеру.

Съемки проходили в Крыму, Одессе и грузинском предгорье. В 1997 году, когда экономика недавно образовавшейся России была в упадке, найти финансирование было тяжело. Непростые условия в совокупности с переездами делали работу над проектом невыносимой. Но фильм сняли, и мир увидел сразу четырёх новых актёров.

https://youtu.be/yCB8IaORQGY

Отрывок из картины Абдрошитова «Время танцора»

Брать в проект столько дебютантов  – творческий риск, но Абдрашитова это не остановило. В картине появилась молодая Чулпан Хаматова, которой на момент съёмок был 21 год. Её утвердили в последний момент, когда на роль Кати уже была заявлена другая актриса, для которой готовили костюмы. Хаматова произвела впечатление на съемочную группу и получила свою первую роль в кино. Кроме неё впервые на большом экране появились Наталья Лоскутова, Андрей Егоров и Юрий Степанов.

Вадим Абдрашитов хотел, чтобы зритель увидел новые лица. Поэтому такие эксперименты были не редкостью. По его мнению, большая проблема современного российского театра и кинематографа заключается в скудном актёрском рынке. Сейчас есть плеяда актёров, в составе 10-15 человек, задействованных в каждом крупном отечественном проекте. Режиссер намекнул на Данилу Козловского, снявшегося за последние пять лет в 15 картинах.

«В России маленький парк актёров. Не буду называть человека, но он появляется в каждой фильме. Что он может мне предложить, как зрителю? Я в нём уже всё видел, он не заставляет меня переживать за героя»

Фото: Данила Козловский / torrents-nn.cn

Монолог Абдрашитова перешел в формат встречи «вопрос-ответ». Лекционный зал библиотеки им. А. Аалто был полон. Представитель группы начинающих кинематографистов из Владивостока затронул тему пессимизма современных театральных российских актёров.  Режиссер в ответ нашел причину в слабой современной драматургии. По его словам, в России не осталось драматургов, способных создавать серьёзные роли. Сценарии создаются для больших экранов, которые приносят прибыль, что наносит ущерб театру.

«В роли должен быть материал, с помощью которого актёр себя реализует. Проститутка, киллер, политик, уборщик – не важно. Актёр должен сыграть живого человека. Если материала нет, то актёр не раскроется. В такой среде воспитывается пессимизм»

Современные герои кино и театра редко кажутся Абдрашитову живыми. Большинство персонажей не вызывают эмоций, оставляют зрителя хладнокровным. Из современных драматургов и писателей мэтр не смог выделить ни одного имени, вскользь упомянув повесть Алексея Иванова «Ненастье». Мысли 72-летнего режиссера, заслужившего признание российской общественности, рисуют картину современного положения дел в театральной и кинематографической среде. Несмотря на дефицит кадров, Абдрашитов считает, что кино ещё не проявило себя как искусство в полной мере. Возможности кинематографа реализованы не более, чем на 10%.

Отвечая на вопрос о положении современной России в целом, режиссер заявил, что страна переживает тревожное время. Политики и журналисты холодно рассуждают о возможности ядерной войны,  медицина в упадке, система образования развалилась.

В Советском Союзе подавляющие число студентов Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИК) уже имело высшее образование. Сегодня второе высшее является платным, и не каждый может себе это позволить. Лицо ВГИКа сейчас очень молодое – преимущественно бывшие школьники 17-18 лет. Корень проблемы кроется в отсутствии минимального багажа опыта.

«Молодые студенты не имеют за плечами опыта, следовательно, они ни о чем не могут достоверно рассказать зрителю. Можно рассчитывать только на качественную картину о первых чувствах, первой трагедии и то, если она будет хорошо выстроена. Мы уже 15 лет обращаемся в правительство с просьбой разрешить людям с первым высшем образованием участвовать в конкурсе на бюджетные места. И уже 15 лет нам обещают удовлетворить просьбу, но ничего не происходит».

Фото: ВГИК / Om1.ru

Режиссер затронул скандальный фильм Алексея Учителя «Матильда». По словам Абдрашитова, исторические фильмы снимать опасно: «Скажешь что-то не то про императора, тебя и упекут».

Последний фильм Вадима Абдрашитова «Магнитные бури» вышел в 2003 году. Долгую паузу постановщик связывает с недостаточным финансированием.  Неизвестно увидит ли свет его новые картины. Сам режиссер от ответа на вопрос уклонился.

Напомним, 7 августа в лекционном зале библиотеки им. А. Аалто мастер-класс провёл директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров. На следующий день для гостей фестиваля прочитал лекцию писатель, публицист и преподаватель литературы Дмитрий Быков.