Каждое 3 июля в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Госавтоинспекции — День ГАИ. В 2024-м дата выпадает на среду. Появился праздник ещё в Советском Союзе, но, как и некоторые другие, смог прижиться в нынешнее время. Рассказываем, как зарождалось ведомство и какие задачи стоят перед ним сейчас.
1718 год — в Санкт-Петербурге Пётр I учредил генерал-полицмейстерское управление, на которое легла ответственность за безопасность дорожного движения;
1883 год — издана «Инструкция городовым Московской полиции», где на городовых легли обязанности по отслеживанию скоростного режима, обгонов и выполнения требований к транспортным средствам;
1918 год — организована первая надзорная рабочая милиция. В инструкции: «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение значилось»;
1920 год — в силу вступил первый нормативный документ — Декрет Ленина «Об автодвижении по городу Москве и её окрестностям» о создании автоинспекции «Транспортного Отдела Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов». В нём также предусматривались требования к транспорту, водителям, предельным скоростным режимам и номерным знакам. Кроме того, документ определял лиц, которые несли ответственность за нарушения правил автодвижения;
1922 год — утверждена «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Там в шести пунктах пояснялось, как следует регулировать движение экипажей и автомашин. Согласно Инструкции, постовой не имел права совершать лишние движения, только поднимать жезл вверх и опускать его. Про пешеходов в ней не упоминалось вовсе. Сам атрибут был красного цвета с жёлтой рукояткой, имея длину около 49 см;
1928 год — в штате городской милиции Москвы ввели новую должность — инспектор по регулированию уличного движения;
1931 год — создание отряда регулирования уличного движения (ОРУД), куда входила инспекция по выдаче разрешений, то есть прав на управление автомототранспортом.
1932 год — появились официальные «Правила о производстве расследования, учёта, анализа и изучения причин происшествий и аварий на местном транспорте».
Датой создания ГАИ, бывшей ГИБДД, считается 3 июля 1936 года. В этот день Союз народных комиссаров утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».
Тогда в неё входило всего семь отделений с общим штатом 57 сотрудников. Они разрабатывали правила движения, учитывая реалии, и осуществляли надзор за их исполнением. За аппаратом ГАИ числился учёт и анализ ДТП, а также доработка инструкций по действиям при выезде на место аварии. Также сотрудники инспекции организовывали техосмотр транспорта и осуществляли контроль за техническим состоянием. К тому же они занимались составлением учёта транспортных средств. Позже данные передавались в Госплан, Правительство СССР, ЦК КПСС.
1969 год — принято Положение о ГАИ и Наставление по службе ГАИ, которые полностью охватили деятельность инспекции;
1970 год — внедрены прообразы подразделений ДПС, а именно типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения;
1971 год — разработаны нормативы штатной численности работников ГАИ в зависимости от протяжённости автомобильных дорог и количества транспортных средств;
1976 год — прошли первые подготовки сотрудников дорожно-патрульной службы в открытой средней специальной школе милиции МВД СССР;
1988 год — начало разработок и внедрения различных аппаратных средств для контроля за движением на дорогах и экзаменационной работы в ГАИ, создание единой информационно-поисковой системы учёта транспортных средств и водительских удостоверений.
В тот же год по указу президента РФ Бориса Ельцина ГАИ переименовали в ГИБДД.
Основным направлением деятельности в новом столетии стало снижение смертности и травматизма в результате аварий на дорогах.
2001 год — ГИБДД активно начала работу над внедрением различных комплексов автоматизации деятельности в области безопасности дорожного движения (БДД);
2002 год — по указу Владимира Путина аббревиатуры ГИБДД и ГАИ стали равнозначными;
2004 год — обновление службы. Оно включало: уточнение зон ответственности госструктур, создание системы наиболее полного контроля и новых форм исполнения решений о взыскании штрафов, а также восполнение правовых пробелов. Руководящий орган стал называться департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД). А на патрульных машинах появилась надпись ДПС.
2005 год — введение уникальной для всего мира федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД, которая позволила ведомству обмениваться информацией с МВД на всех уровнях. Тогда же стартовали регулярные и масштабные акции пропаганды безопасности дорожного движения. Кроме того, Госавтоинспекция приступила к активному участию в борьбе за БДД на международном уровне.
С 2006 по 2012 года — принято более 160 нормативных правовых актов. Подавляющее большинство из них было направлено на усиление ответственности водителей, в частности, пребывающих под действием алкоголя, а также пешеходов. В это период акцент стоял и на профессионализме сотрудников службы.
2008 год — внедрение положений, которые позволили привлекать к ответственности владельцев авто на основе результатов средств фотовидеофиксации правонарушений. В регионах для этого были организованы специальные центры фиксации нарушений ПДД. Службу обеспечили передвижными лабораториями для контроля эксплуатационного состояния улично-дорожной сети.
2009 год — в Москве состоялась Первая Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения «Время действовать». 150 стран-участниц – выработали рекомендации, благодаря которым ООН в 2010-м приняла резолюцию, где период с 2011 по 2020 годы обозначили «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». В России за этим последовало утверждение федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
В конце мая 2024 года ведомству вернули название ГАИ.
В наше время основными целями Госавтоинспекции являются обеспечение соблюдения предприятиями и организациями всех форм собственности, гражданами — нормативных правовых актов в области БДД, а также сохранение жизни и здоровья людей на улицах и автодорогах России.
Важной составляющей данной работы ведомство считает активную пропаганду безопасности дорожного движения, особенно среди детей и молодёжи.