Трагедия Ан-148. Что известно о самолёте, который эксплуатируется только в России

Поделиться

Днём 11 февраля в Московской области произошла авиакатастрофа, жертвами которой стали 71 человек. В Раменском районе, неподалеку от деревни Степановское, разбился пассажирский самолёт Ан-148. Мало кто знает, что самолёты этой модели эксплуатируются только в двух странах мира: России и Северной Корее. Причём если в КНДР их всего два, то в России больше двадцати, шесть из которых принадлежат «Саратовским авиалиниям». Ivbg.ru рассказывает о технических характеристиках самолёта Ан-148, который потерпел крушение в Подмосковье.

Ан‑148 — семейство самолетов, предназначенных для пассажирских, грузопассажирских и грузовых перевозок на региональных и ближнемагистральных линиях. Разработчиком самолета является Авиационный научно‑технический комплекс имени Антонова, базирующийся на Украине. Производство осуществляется по лицензии на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» в Воронеже.

История разработки и введения в эксплуатацию Ан-148

Рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение Ан‑148, началось в 2001 году. За основу конструкции воздушного судна был взят транспортный самолёт Ан‑74ТК‑300. Крыло спроектировано заново, увеличена длина фюзеляжа, применены новые двигатели с электронной цифровой системой управления с полной ответственностью. Партнерами в разработке Ан‑148 являлись 214 предприятий из 15 стран мира, в том числе несколько крупных российских предприятий. Изготовление первых трех прототипов Ан-148 началось в Киеве в 2002 году. Подготовка к серийному производству началась в 2003 году на авиазаводах в Харькове и Воронеже.

Из этого можно сделать вывод, что самолёты Ан-148 вовсе не старые, как можно было подумать: впервые он поднялся в небо лишь 17 декабря 2004 года. В апреле 2005 года к лётным испытаниям присоединился второй летный экземпляр самолета. 28 июля 2009 года состоялся первый полет первого самолета Ан‑148 российской сборки. В декабре того же года самолёт Ан-148 совершил первый пассажирский перелёт из «Пулково-1» в Петербурге в московский аэропорт «Шереметьево».

На настоящий момент Ан-148 введен в эксплуатацию только в двух странах мира: в КНДР и России.

Техническое описание и детали Ан-148

Самолёт Ан‑148 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Схема самолета — высокоплан — позволяет повысить уровень защищенности двигателей и конструкции крыла от повреждений посторонними частицами с взлетно‑посадочной полосы. В целом нареканий к техническому проектированию самолёта никогда не возникало. Это также подтверждают эксперты, которые активно обсуждают одну из версий того, что 11 февраля в воздухе у Ан-148 отказал один из двигателей.

«Если бы произошел отказ двигателя, в этом случае, даже при самом плохом развитии событий, самолет должен был постепенно снижаться еще 9-10 секунд – время, за которые у летчиков была бы возможность сообщить об отказе. Но, судя по тому, что авиадиспетчер, который вел Ан-148 с земли заявил, что до момента катастрофы все происходило штатно, и пилоты ни о каких проблемах не сообщали, можно предположить, что катастрофическая ситуация развивалась стремительно», — заявил один из экспертов в двигателестроении.

Семейство Ан-148-100 включает в себя варианты на 68-85 пассажиров:

  – Ан-148-100А – перевозка на дальность 2000–3000 км;

  – Ан-148-100В – перевозка на дальность 3000–4000 км;

  – Ан-148-100Е – перевозка на дальность 4000–4400 км;

и модификации:

  – варианты повышенной пассажировместимости;

  – варианты с максимальным уровнем комфорта для пассажиров;

  – грузовой самолет с боковой грузовой дверью;

  – грузовой самолет с задним люком-рампой;

  – грузопассажирские;

  – специального назначения.

Кроме того, Ан‑148 может безопасно работать на слабоподготовленных, галечных, грунтовых, подготовленных ледовых и заснеженных взлетно‑посадочных полосах. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовой системы регистрации состояния систем, а также высокий уровень эксплуатабельности и надежности позволяют использовать самолеты семейства практически на любых аэродромах.

Современное навигационное и радиосвязное оборудование и применение многофункциональных индикаторов дает возможность летать Ан‑148 на любых воздушных трассах, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на маршрутах с высокой интенсивностью полетов при высоком уровне комфорта для экипажа.

Что могло произойти с Ан-148

Становится ясно, что яркая вспышка и взрыв в воздухе могли стать следствием неполадки в двигателе. Но техники не раз подтвердили следователям, что тщательно обследовали и проверили воздушное судно перед вылетом. Что именно произошло в 14:27 11 февраля в небе над Московской областью пока неизвестно, но среди основных причин трагедии рассматривается именно внезапный отказ двигателя и его возгорание. Однако пресс-секретарь «Саратовских авиалиний», которым принадлежал борт, заявила, что технический нареканий к нему никогда не было. Кроме того, экипажем командовал очень опытный пилот, который имел опыт полётов на Ан-148 более двух тысяч часов. Следствие продолжается.

Справка:

Пассажирский самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», вылетевший из «Домодедово» 11 февраля в 14:21, пропал с радаров через 7 минут. Очевидцы заметили как самолёт загорелся в воздухе и упал в Раменском районе у одной из деревень в поле. На место выехали спасатели и медики, а также министр транспорта Максим Соколов. Следственный комитет подтвердил, что на борту в момент падения находились 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Все находившиеся на борту воздушного судна, по предварительным данным, погибли.

По факту крушения лайнера возбуждено уголовное дело. Чуть позже появилась неподтвержденная информация о том, что причиной крушения Ан-148 могло стать столкновение в воздухе с вертолётом. Следственный комитет выдвинул версию о том, что причиной крушения мог стать взрыв одного из двигателей. На месте крушения нашли глубокую яму с фрагментами тел погибших. Позднее также были названы и другие, неофициальные, причины авиакатастрофы.